Как с пеленок вырастить гения. Как выявить одаренность у малыша и развить ее Как вырастить вундеркинда системы с раннего возраста

За каждым громким именем (а все методики названы именами их создателей) стоит огромная практическая работа и опыт развития множества детей. На сегодняшний день методик раннего развития детей много, и у мам есть возможность попробовать различные в том или ином возрасте. Ведь каждый малыш индивидуален, и систему развития можно подобрать только лишь методом проб. Кроме того, никто не запрещает комбинировать методики.

Методика Монтессори

Пожалуй, самая популярная на данный момент методика: ее практикуют в детских садах и школах развития. Главный принцип - не мешать малышу развиваться самостоятельно. Казалось бы, для этого вообще ничего не надо делать. Но нет, родители и учителя должны подвести ребенка к учению, а дальше лишь наблюдать. Вмешиваться можно только когда ребенку откровенно нужна помощь. В методике Монтессори нет места ни похвале, ни наказаниям - ведь это тоже своего рода вмешательство. Темп, время и интенсивность занятий ребенок тоже выбирает сам. Считается, что именно благодаря этой методике у детей раньше всего открываются способности к определенной деятельности. Существует масса дидактического материала и специальных игрушек, разработанных специально для сторонников системы Монтессори.

Развитие по системе Монтессори (опыт ю-мам):

Возраст: От 0 до 12 лет.

Для каких детей подходит: Ребенок должен быть общительным. Система совершенно не подходит замкнутым детям, так как он не сможет обратиться к воспитателю, а воспитатель не должен сам предлагать помощь, согласно главному принципу системы.

Минусы методики: Некоторые педагоги считают, что система Монтессори направлена, в основном, на логическое и интеллектуальное развитие. Творчеству и ролевым играм уделяется наименьшее внимание, что является существенным минусом.

Методика Глена Домана

Тоже весьма популярная методика, которая позволяет детям быстро запомнить новые слова и быстро научиться читать. Суть методики в знаменитых карточках Глена Домана, на которых нарисован объект и крупно написано его название. Ребенку показывают карточки, громко и отчетливо произнося написанное слово. Таким образом, у ребенка складывается взаимосвязь между словом, звуком и образом. Если начать заниматься с ребенком с ранних месяцев, то к году у него уже будет неплохой словарный запас, а к трем годам он будет распознавать слова в книгах.

Методика Глена Домана - это не только карточки. Большое внимание уделяется физическим упражнениям ребенка, творчеству.

По некоторым данным, дети, развивающиеся по методике Глена Домана, опережают своих сверстников не только в умственном, но и в физическом развитии. Если вы будете обучать своего ребенка по этой методике, то у него в самом раннем возрасте приобретается навык скорочтения, который не утрачивается всю жизнь.

К тому же, у малыша будет развиваться память. Ваш ребенок без труда сможет запоминать и анализировать огромное количество информации. Да и счет не будет для него проблемой.

Возраст: С рождения.

Для каких детей подходит: Поскольку методика, в основном, направлена на занятия с карточками, ребенок должен быть усидчивым.

Минусы методики: Некоторые специалисты считают данную методику весьма своеобразной, так как она разрабатывалась для детей с заболеваниями мозга. В частности, система направлена на тренировку зрительной памяти, а тактильные ощущения малыша остаются незадействованными.

Методика Зайцева

Данный метод также направлен, главным образом, на чтение. Для того чтобы ребенок быстро начал читать, необходимо приобрести кубики Зайцева. Это кубики с наклеенными на них различными буквами и слогами, из которых можно складывать слова. Как правило, дети начинают читать после 4-8 занятия. Но чтобы достичь успеха, необходимо соблюдать несколько правил: во-первых, все занятия должны проходить в форме игры; во-вторых, занятия должны проводиться регулярно; и в-третьих, занятие должно закончиться при первых же признаках усталости малыша.

Возраст: От 1,5 лет.

Для каких детей подходит: Метод Зайцева больше подходит для правополушарных детей, которые мыслят образно и поэтому легче воспринимают слово целиком.

Минусы методики: Возможно возникновение проблемы в школе: ведь ребенок сразу начал читать по слогам, не разбивая слово на звуки. В школе же все начинается с букв и звуков.

С детьми постарше можно начинать заниматься математикой по данной методике. Подробные статьи, написанные нашим автором, педагогом-практиком, на ю-маме:

Методика Масару Ибука

Главный принцип этого японского исследователя детского интеллекта и психики - «После трех уже поздно». Масару настаивает, что основы развития должны быть заложены до трех лет. Именно поэтому с самого раннего возраста необходимо в буквальном смысле нагружать малыша информацией и знаниями.

Конечно, делать это не бездумно и без фанатизма. Итак, основные принципы Масару Ибука:

* Детской мозг способен воспринимать не только легкие, но и сложные задачи, поэтому не нужно бояться перегрузить малыша.

* Детям нужно как можно раньше дать карандаши, пластилин и книги. Также в самом раннем детстве малыш должен начинать слушать классическую музыку, стихи классиков, видеть картины великих художников.

* Познавать мир ребенок одолжен не столько на игрушках, сколько на более сложных предметах взрослого обихода.

* Ребенок может пробовать все, что не вредит его здоровью.

Возраст: 0 -3 года.

Для каких детей подходит: Скорее, данная методика должна соответствовать темпераменту родителей. Родители должны быть максимально терпеливы, ведь они должны позволять ребенку буквально все (см. последний пункт).

Минусы методики: Многие педагоги считают минусом то, что Масару в своей методике допускает физическое наказание ребенка. Более того, это противоречит другому постулату системы: необходимо уважать чувство собственного достоинства малыша.

О книге Масару Ибука «После трех уже поздно»:

Вальфдорская методика

Эта методика противоположна предыдущей. Здесь, наоборот, нельзя перегружать информацией ребенка вплоть до 7 лет. Ребенок должен узнавать все об окружающем мире естественным путем. При воспитании по данной методике ребенку прививается с детства любовь к природе, так как его главными игрушками и пособиям для познания мира становится природный материал: песок, камни, листья и т.д. Большое внимание уделяется мелкой моторике.

Другим принципом методики является то, что ребенку запрещено говорить «нет». Это слово произносится только в случаях, когда малыш может навредить своему здоровью. В остальных случаях взрослые не должны вмешиваться и запрещать ребенку познавать окружающий мир так, как он хочет.

Возраст: 0 - 16 лет.

Для каких детей подходит: Для усидчивых, послушных, приученных к порядку, с гуманитарными наклонностями.

Минусы методики: До школы дети не обучаются письму и счету, что может затруднить их обучение в традиционной (не вальфдорской школе). Кроме того, в основе вальфдорской систмы лежит принцип антропософии, который отрицает традиционная церковь.

Методика Сесиль Лупан

Согласно этой методике, родители - лучшие учителя ребенка. Именно они должны участвовать активно в любом обучении, но обучение должно происходить только в форме игры. Нельзя устанавливать никаких графиков занятий и переутомлять ребенка. Развивать нужно прежде всего любознательность малыша. Поощрять ее, создавать новые условия, в которых кроха начнет открывать для себя что-то новое.

Так, для обучения счету или алфавиту Лупан рекомендует придумывать песенки на известный мотив или сочинять истории с участием букв и цифр.

Одна из особенностей методики Лупан - обязательное обучение ребенка плаванию с самого рождения.

Возраст: С рождения.

Для каких детей подходит: Специалисты не выявляют каких-либо ограничений для использования данной методики.

Минусы методики: Не уделяется должного внимания социализации ребенка.

Методика Никитиных

Методику разработали многодетные родители и успешно применили ее при воспитании собственных детей. Принципы методики очень просты и даже очевидны. Во-первых, родители должны проявлять всяческую заинтересованность в жизни и развитии детей. Они должны подталкивать к обучению, поощрять, хвалить, много разговаривать с ребенком. Во-вторых, родители не должны ущемлять свободу выбора ребенка, позволяя ему заниматься только тем, чем он хочет. И в-третьих, в этой методике огромное значение отдается спорту. С младенчества ребенок должен расти в спортивной обстановке, а родители собственным примером должны показывать, как важна в жизни двигательная активность. Никитины пропагандируют закаливание с самого раннего младенчества.

Возраст: С рождения.

Для каких детей подходит: Только для усидчивых.

Минусы методики: В методике нет места сюжетно-ролевым играм, которые необходимы для всестороннего развития ребенка. Кроме того, радикальные методы закаливания по Никитиным не приемлют многие мамы.

Методика Гмошинской

Данная методика направлена на ранние занятия рисованием. Как только ребенок начинает уверенно сидеть, ему тут же стоит дать краски. Сначала он будет рисовать пальчиками и ладошками. Затем нужно пустить в ход мелки. Потом можно учиться пользоваться кисточкой и карандашами. Ошибочно мнение, что воспитание по данной системе гарантирует, что из ребенка вырастит живописец. Нет, ранние занятия рисованием способствуют гармоничному всестороннему развитию: у ребенка формируется положительное восприятие цвета, развивается мелкая моторика, появляется интерес к познанию мира и т.д.

Возраст: С 6 месяцев.

Для каких детей подходит: Для всех.

Минусы методики: Система, безусловно, весьма однобока, и ее необходимо дополнять другими методиками развития, направленными на обучение чтению, письму, логике, социализации и т.д.

Система Самбурской

Педагог Алиса Самбурская разработала методику, согласно которой развиваться ребенку помогает музыка. В основе лежит положительное влияние музыки на интеллект, душу и тело. Богатая, «правильная» музыка, которую ребенок слышит с младенчества, а еще лучше, прямо с утробы матери, развивает эмоциональность ребенка, его концентрацию внимания. Чуть позже, если ребенок проявляет интерес и начинает петь вместе с мамой, налицо успехи ребенка в чтении и развитии речи, памяти. Причем занятия музыкой ребенок воспринимает не как урок, а как развлечение, он расслаблен, увлечен, спокоен.

Возраст: С момента зачатия.

Для каких детей подходит: Для всех.

Минусы методики: Как правило, данная методика наиболее эффективно работает в «музыкальных» семьях, где в доме есть музыкальные инструменты, постоянно звучит музыка, родители увлечены музыкой, посещают разного рода концерты, спектакли и т.д.

Все методики раннего развития, о которых известно миру, направлены на то, чтобы воспитать гармоничного, умного и здорового ребенка. Но никто не запрещает вам придумать свою методику. Например, известен случай, когда малыш воспитывался в семье кондитеров, и все его обучение происходило на кухне. Мама пекла печенье в виде букв, и так он выучил алфавит.

Помните самое главное - гениями не рождаются. Для воспитания гения необходимо лишь немного усилий и много вашей материнской любви.

Тебе может казаться, что существует только один способ сделать ребенка умнее - впихнуть в него максимум знаний. Но начитанный - это еще не сообразительный и находчивый. Исследования организации Andrew W. Mellon Foundation, описанные в книге Crossing the Finish Line («Пересекая финишную черту»), доказывают: даже отметки в школе зависят не столько от зуб­режки, сколько «являются отражением силы характера». «Такие черты, как мужество и любознательность, превращаются в высокие оценки», - говорит один из авторов книги Мэтью Чиньос. Так давай поможем малышу укрепить характер.

1. Посули 1000 рублей, если научится жонглировать

Что тренируем: способность достигать цели

Раскошелиться придется нескоро. «Дети не способны быстро овладеть навыком жонглирования, но это и не так сложно, чтобы отказываться от попыток» , - говорит Энтони Ти ДеБенедет, один из авторов книги The Art of Roughhousing («Искусство скандалить»). Так что, скорее всего, сын или дочка все-таки выполнят поставленную задачу.

Что скажет наука Ученые из Оксфорда обнаружили, что у новичков в жонглировании всего за шесть недель тренировок объем белого вещества мозга, которое отвечает за обучение, увеличился на 5%. Прибавь к этому улучшение координации, внимания и терпения.

2. Предложи ему полазить по деревьям

Что тренируем: самоконтроль

«Ребенок не сможет залезть на дерево, пока не научится управляться со своими эмоциями , - поясняет ДеБенедет. - Тут нужен и холодный расчет, чтобы выбрать оптимальный маршрут, и умение обходиться со своим страхом, и способность спокойно реагировать на поражения» .

Что скажет наука Регулярное покорение деревьев не только приучит ребенка справляться с оцепенением перед пугающей задачей, но и подстегнет креативное мышление (ведь еще надо придумать, каким путем взобраться на эту вишню - за какую ветку цепляться, куда ставить ногу). Правда, нас немного настораживает, что эти данные пришли из Детского госпиталя Филадельфии...

3. Научи играть в шахматы

Что тренируем: настойчивость

Ты проиграешь много раз, прежде чем взять своего первого короля. «Шахматы учат ребенка, что на поражениях можно учиться» , - говорит Пол Таф, автор книги How Children Succeed («Как дети добиваются успеха»). Неслучайно говорят, что для умственной работы шахматы значат то же самое, что спорт для физического здоровья.

Что скажет наука Шахматы сделают ребенка усидчивее и внимательнее, помогут развить логическое мышление, а главное - научат не бояться самому принимать решения и нести за них ответственность. Недаром чемпион мира Александр Алехин говорил: «С помощью шахмат я воспитал свой характер» . Если же нужны конкретные цифры, то вот они: как сообщают бельгийские ученые, регулярные занятия шахматами обеспечивают детям рост интеллекта по шкале Векслера на 21%.

4. Восхваляй работу, а не победу

Что тренируем: уверенность в себе

Дети - максималисты. Они полагают, что быть довольным собой можно, только если ты победил (не учитывая, что иногда победа зависит не только от тебя, но и от обстоятельств). Надо показать им, что путь к цели и прикладываемые усилия не менее ценны, чем сама цель. «Когда дети получают похвалу за свои усилия, они начинают больше ценить их» , - уверяет Таф.

Что скажет наука Кинь ободряющую реплику, когда заметишь, что ребенок тщательно занимается (например, делает уроки). Позже, когда ребенок принесет показать дневник, сделай так, чтоб он (или она) заметил связь: «Ну, как я вижу, усилия оправдали себя, да?»

5. Приучи, что награду нужно заслужить

Что тренируем: терпение

«Твой ребенок должен понять, что игрушки и сладости не достаются бесплатно» , - советует Таф. Чадо попросит себе iPad? Назначь его на месяц ответственным за уборку дома и вынос мусора. А если чаду уже больше 14, пусть идет в курьеры или моет тарелки в ресторане - заработает хотя бы часть суммы, а остальное ты добавишь.

Что скажет наука Серия исследований в Стэнфорд­ском университете показала: дети, которые умеют ждать и зарабатывать награду, спустя годы лучше сдают экзамены. У них больше сила воли, которая очень важна в трудных испытаниях вроде поступления в ВУЗ.

Как вырастить гения? - на этот вопрос Google выдает 330 тысяч ссылок. Открывай любую и следуй инструкциям: методик, обещающих превратить вашего ребенка в вундеркинда, - видимо-невидимо. Еще можно отдать малыша в какой-нибудь детский центр: сейчас такой «развивающий» очаг культуры есть чуть ли не в каждом дворе, и он готов в любом грудничке обнаружить скрытые таланты. Раннее развитие – это сейчас модно. Но действительно ли любого ребенка можно превратить в гения?

Надо торопиться?

Что и говорить, современные родители буквально свихнулись на раннем развитии детей. Но это не их вина: просто они не устояли перед шквалом воспитательных систем, обрушившихся на них со всех сторон света. Из Америки до нас дошла система Глена Домана, итальянцы произвели бомбардировку программой Марии Монтессори, японцы поделились откровениями Масару Ибуки. Эти программы – абсолютно разные, но все без исключения базируются на одном единственном факте – правда, научно обоснованном. Ученые выяснили, что мозг человека растет и развивается только в раннем детстве. Причем особенно активно – до трех лет. Именно в эту пору в мозгу формируется 70--80% связей-«мостиков» между клетками, которые в будущем и обеспечивают развитие человека. Проще говоря, закладывается своеобразный фундамент будущего дома: и чем основательнее он будет, тем прочнее и крепче окажется сам дом. И потому наиболее активное строительство надо вести до пяти – максимум до шести лет: потом мозговая активность идет на спад, ослабевают связи между нейронами и восприимчивость катастрофически падает. Так что надо торопиться. К сожалению, именно это «надо торопиться» и слышат большинство родителей! И вот уже под бдительным оком своих пап и мам малыши начинают беспрерывно развиваться: читают в два года, в три играют в шахматы, в четыре начинают говорить по-английски, в пять вычисляют дроби… Но все ли в результате становятся гениями? Отнюдь. А почему? Практика показывает: чтобы вырастить гения, этому нужно посвятить всю жизнь, как это сделал Ласло Полгар.

Шахматные королевы

Сестры Полгар – Жужа, София и Юдит – стали настоящей сенсацией в шахматном мире. Но их достижения – это, прежде всего, достижения их родителей, и в первую очередь отца - Ласло Полгара.

В середине 1960-х гг. венгерский педагог и психолог задумался над тем же вопросом, над которым и сегодня раздумывают родители. Но поскольку был ученым, начал с того, что изучил биографии великих людей. И пришел к очень простому выводу: секрет успеха – труд, труд и еще раз труд. И коль скоро так, то гением может стать каждый. Однако 100%-й результат можно получить только под руководством опытного педагога. Чтобы проверить свою теорию, Ласло пошел на беспрецедентные меры. Он дал объявление в газету, в котором прямо заявил: ищу жену, которая бы родила детей для участия в эксперименте. И такая женщина нашлась!

В 1969 году в семье появился первый ребенок – Жужа. Ласло был полон решимости вырастить из девочки математика, но трехлетнему ребенку на глаза случайно попали отцовские шахматы. Игра очень ее заинтересовала. Этот интерес, подогреваемый родителями, решил судьбу Жужи, а потом и ее сестер. Шахматы оказались идеальным полигоном для проверки отцовской теории. Но они потребовали колоссальной отдачи. День сестер Полгар строился так. Подъем – в шесть утра, пробежка – в любое время года. А потом – учеба, учеба, и еще раз учеба. Как минимум четыре часа были отданы шахматам: ведь именно они были выбраны как «специальность». Еще три часа – иностранным языкам. Сначала девочки учили эсперанто, на который потом «ложились» английский, русский, немецкий, французский и т. д. В итоге на изучение языков уходило еще три часа. Час был отведен под родной – венгерский язык и естествознание, еще один – под психологию и педагогику, и, наконец, еще час – под физкультуру. Итого – 10 часов занятий ежедневно! Правда, каждые двадцать минут девочки прерывались, чтобы послушать анекдот: смех также в обязательном порядке входил в программу «взращивания» гениев.

Разумеется, совмещать такой график с учебой в обычной школе оказалось невозможно: и родители, угробив несколько лет на бодания со всевозможными образовательными департаментами и инстанциями, добились права обучать дочерей на дому. Это – отдельный подвиг Ласло Полгара, которому пришлось даже сопротивляться полиции, явившейся как-то в его дом, чтобы спасти детей от сумасшедшего отца. Ему и его жене много чего довелось услышать в свой адрес: и что он держит дочерей в заточении, будто в тюрьме, что он превратил их жизнь в ад, и что он наживается на собственных детях… Доля правды в этих словах есть: Жужа начала зарабатывать деньги в 10 лет, когда впервые выступила на взрослом чемпионате Венгрии и стала шестой. Гонорары юной шахматистки росли год от года, и это позволило обоим родителям уйти с работы, чтобы полностью посвятить себя воспитанию дочерей. Все они добились исключительных успехов – стали настоящими шахматными королевами, обыграв признанных шахматных королей-мужчин. Они брали одну высоту за другой, не переставая восхвалять своего отца. Но – вот парадокс: все сестры, едва им исполнилось по 20 лет, вышли замуж и предпочли дальнейшему развитию и самосовершенствованию материнство! Причем своих детей они не стали воспитывать по системе Ласло Полгара, ставшей знаменитой во всем мире. А сам дед не сильно рвался пестовать внуков. В интервью газете «Огонек» Жужа так и сказала: «Отец посвятил нам всю жизнь. Это потребовало от него неимоверных усилий, и на внуков его уже просто не хватит. Что касается нас, то мы стараемся, конечно, дать своим все возможное, но вырастут ли из них чемпионы – не берусь сказать».

Как видите, секрет успеха известен. И он сродни подвигу. Вы готовы? – Это хорошо. Однако имейте в виду: даже подвиг не гарантирует результата.

Детки в клетке

В нашей стране пионером раннего развития стала семья Никитиных. К учителю труда Борису Павловичу, библиотекарю Елене Николаевне и их семерым детям ехали со всего Советского Союза – журналисты – за репортажем, обыкновенные родители – за передовым опытом. И те, и другие восхищенно смотрели, как дети Никитиных самозабвенно подтягивались на турнике, отжимались и босыми ногами ходили по снегу. Это ли не чудо? – Годовалые сами одеваются, двухлетние убирают за собой и братьями и сестрами, а пятилетние прямиком отправляются в школу! Один из детей – Антон – из второго класса перешел сразу в восьмой. А семилетняя Аня поступила сразу во второй класс, из которого перескочила в четвертый.

Главным для Бориса Павловича, изъездившего с педагогическими лекциями весь Союз, было развить интеллектуальный и творческий потенциал детей. Плюс закаливание, плюс физкультура, плюс железная дисциплина. Школу же Никитин-старший считал неким тормозом, отупляющим ребенка. И был уверен, что чем быстрее ребенок проскочит эту ступень, тем лучше. Но в итоге у всех его детей в школе возникли огромные проблемы как с учителями, так и со сверстниками: будучи самыми младшими в классе, они становились изгоями… Школа превратилась в каторгу, а блестящие «первоклассники» -- в двоечников и троечников. Ни один из «великолепной семерки» не стал ни медалистом, ни выдающимся спортсменом. С пеленок будучи в центре внимания, дети Никитиных, тем не менее, тяжело находили общий язык с другими людьми. А собственный дом стал одновременно и крепостью, и тюрьмой. По воспоминаниям Никитиных-детей, чаще всего они чувствовали себя так, будто живут в зоопарке. Сегодня все они давно взрослые люди, сами отцы и матери. И все, как один, не торопятся развивать своих отпрысков по отцовской системе. И самое главное – их собственные сыновья и дочери отправляются в школу в первый класс, как и все обычные дети – в семь лет, и никто из них не скачет из класса в класс. У Никитиных-детей другие приоритеты: «Полноценное общение со сверстниками, пусть даже в ущерб интеллектуальному развитию, более важно», - убеждена Анна Никитина.

Так что этот эксперимент провалился. Хотя подвиг – и детский, и родительский - тоже имел место быть.

40+27=гений в пеленках

Из чего складывается гениальность? Ученые по сей день не знают ответа на этот вопрос. Одни исследователи убеждены, что на 70-80% этот вопросе решает наследственность, другие – такие как американский психолог Э. Эриксон, утверждают, что вундеркинды – это миф: все равны перед природой, нужно только хорошо работать. В конце концов, лишь 10% мозга отвечает за умственную деятельность, а остальные 90% - за двигательные функции.

В последние годы к поискам гениальности подключились и генетики. Но обнаружить ген гениальности пока не удалось. Более того: сегодня ученые склоняются к тому, что какого-то одного-единственного гена таланта не существует, но есть некая комбинация генов, в результате которой на свет появляются Моцарты и Биллы Гейтсы. Но наука не сдается. Биологи из Принстонского университета обнаружили: чтобы облегчить процессы запоминания и обучения, достаточно увеличить в организме выработку белка NR2B.

Японцы просто советуют будущим родителям есть больше рыбы: фосфор, содержащийся в ней, благотворно скажется на умственном потенциале ребенка.

А немцы рекомендуют основательно поупражняться в вычислениях, прежде чем вступить в брак: по их мнению, возраст матери должен равняться половине возраста отца плюс 7 лет. То есть если вам 27, то вашему избраннику должно быть 40 – не больше и не меньше.

Снизить планку

Выходит, прощай мечта? И да, и нет. Если опустить планку, не замахиваться на «вечность» и «память в веках», то можно попытаться вырастить просто умного ребенка, который с легкостью найдет свое место в жизни и реализует возможности по максимуму. Ведь, по большому счету, именно это подразумевают родители под «гениальностью». И, если ваша цель такова, то задуматься о воспитании наследника надо еще до рождения малыша. С точки зрения эзотерики, формирование личности начинается с мыслей о ней. Так что еще перед зачатием как можно чаще представляйте своего будущего отпрыска умным, сильным, здоровым и счастливым. Гоните прочь страхи и тревоги: вы должны быть уверены в успехе. Кроме того, потрудитесь рассчитать время зачатия: статистика показывает, что самые выдающиеся умы рождаются в январе, феврале и марте. А самые «гениально»-скудные месяцы – это июнь, июль и август. Еще один факт, который стоит взять на заметку: чем старше родители, тем выше интеллект у их детей. С этой точки зрения идеальный женский возраст для деторождения - 29 лет, мужской - 36. Вообще отцов-производителей стоит искать среди сильного пола в самом расцвете сил - в возрасте от 30 до 42 лет: активность сперматозоидов об эту пору снижается по сравнению с молодыми годами, и потому «в яблочко» попадают только «проверенные бойцы», оставляя за бортом слабых и дефективных товарищей.

Хотите - верьте, хотите - нет, но чем больше в семье детей, тем ниже уровень интеллекта у каждого из них. Срабатывает механизм усреднения: ведь известно, что в больших группах способности каждого не усиливаются, а нивелируются. По-настоящему умные дети, как правило, появляются в семьях, где не больше трех отпрысков, причем старшие обычно умнее младших. Согласно теории «усталости матки» разница в возрасте между малышами должна быть не меньше 5-6 лет: женский организм должен как следует отдохнуть и восстановиться, иначе ему просто нечего будет дать ребенку.

А вот такой член семьи как бабушка в воспитании одаренного ребенка просто необходим! Те несчастные, у которых нет бабушек, показывают худшие результаты, нежели обласканные внуки и внучки. И дело тут вовсе не в житейской мудрости, которой бабуля с удовольствием делится с подрастающим поколением, а в эмоциональной отдаче. Бабушки обычно балуют своих внуков и тем самым дают им возможность самовыражаться, что повышает у детей самооценку. И в конечном итоге у детей растет мотивация для того, чтобы заниматься рисованием, пением, играть в шахматы, решать геометрические задачи, одним словом -- добиваться успеха. А ведь именно мотивация является ключом к достижению поставленной цели. Талантливый ребенок – это в первую очередь заинтересованный ребенок. И это основное правило воспитания умников и умниц. Второе правило гласит: чтобы добиться успеха, ребенок должен уметь ставить перед собой цели и достигать их. И вы, как родитель, должны быть готовы пройти с ним этот путь до конца. Дорисовать, долепить, дорешать, доучиться и т. д. и т. п. То есть мало запихать отпрыска в «драмкружок, кружок по фото»: готовьтесь вместе с ним разучивать пьесы и учиться выставлять объектив, а иначе - никак. Только под руку с опытным наставником ребенок сможет пройти путь от подающего надежды малыша до одаренного взрослого человека. Одним словом, хотите умного ребенка - готовьтесь проявлять чудеса терпения, будьте последовательны и никуда не торопитесь: согласно последним исследованиям, мозг человека может расти и развиваться всю жизнь. Как говорится, талант как насморк - когда-нибудь, да чихнет!

Антон ДУБИНИН

  • В результате своих исследований Ласло Полгар пришел к выводу: в цивилизованных странах около 80% всех детей до года – потенциальные гении. К трем годам количество гениев снижается до 60%, к 5 – до 50%. В 12 только 20% детей могут похвастаться выдающимися способностями, а в 20 - лишь 5%.
  • Билл Гейтс в школе слыл самым посредственным учеником, а из Гарварда был вынужден уйти с четвертого курса.
  • Статистика показывает, что самые выдающиеся умы рождаются в январе, феврале и марте. А самые «гениально»-скудные месяцы – это июнь, июль и август.

Если верить современным исследованиям, гением становятся после 30 лет. Но как быть с теми, чьи таланты проявляют себя уже в детстве? Мы решили разобраться, как определить, что в семье растет гений и как правильно его развить.

Признаки гениальности

Каждый родитель считает своего ребенка самым одаренным. Но что на этот счет говорят врачи? Можно ли определить, будет ли ваш ребенок вундеркиндом? Вообще, современная наука не даст вам ответа на этот вопрос. Но существуют естественные признаки, по которым можно определить, что ваш ребенок гений.

Первый звоночек гениальности – это быстрый рост. Медики полагают, что если ребенок быстро растет, то быстрее развивается – у него раньше развивается мимика, он раньше начинает говорить – в 14 месяцев одаренные дети могут связать предложения. У него первым из сверстников проявляются интересы к другим языкам.

Кстати, склонность к изучению языков – еще один признак гения. Язык, по мнению психологов, отлично развивает мышление. Отсюда все истории о пользе билингвальных детских садов.

Ваш младенец быстро запомнил, что фруктовое пюре, которое подает ему мама, появляется из холодильника? Он обладает хорошей концентрацией и может долго проводить время за одним делом? Отлично! С высокой долей вероятности вы растите одаренного ребенка. Недавнее исследование, в котором приняли участие восемь вундеркиндов, показали, что все они обладают феноменальной оперативной памятью – той, которая удерживает в мозгу информацию для разработки. У вундеркиндов ее объем больше, нежели у простых детей.

От вундеркинда до аутиста один шаг

Дети-вундеркинды всегда вызывали у окружающих удивление и благоговение. Сам термин вундеркинд идет в ногу с понятием успех. Но, несмотря на феноменальные способности, отличную память и высокие результаты, вундеркинды обладают уровнем умственного развития не превышающим средний. По крайней мере, к такому выводу пришли исследователи после тестирования гениальных детей.

Хуже того, согласно исследованию, опубликованному недавно в журнале Intelligence, большинство гениев несут в себе много аутистических черт, прежде всего, их внимание к деталям. Кроме того, в семьях, где рождаются вундеркинды – в первой и второй степени родства часто встречаются аутисты. На основе проведенного эксперимента с восьмью вундеркиндами, в трех случаях аутизмом страдали около десятка ближайших родственников.

Да и сами вундеркинды несут в себе угрозу отколоться от общества и резко перейти с пути быстрого развития на путь деградации. Бытует мнение, что дети просто не выдерживают того давления, которое на них оказывают окружающие. Но обратный процесс начинается иногда совсем в раннем возрасте. Например, Time приводит пример, когда ребенок заговорил в три месяца, а через год разучился.

Как воспитать гения

В общем, вундеркинды – палка о двух концах. И встречаются они редко. Согласно исследованиям, на 100 тысяч детей приходится один вундеркинд. Одаренных намного больше, но талант – это всегда труд, в том числе и родительский.
Исходя из последних исследований, современные ученые дали следующие советы по воспитанию будущих гениев:

Развивайте терпение

Во-первых, не давайте ребенку много смотреть телевизор, особенно до двух лет. Современная статистика гласит, что 59% маленьких детей имеют под боком не один, а целых два телевизора. Эксперт Роберта Голинхофф подчеркивает, что это не приносит никакой пользы, напротив, снижает познавательные навыки и крадет время, которое нужно вашему чаду для развития. Кроме того, ученые советуют с детства учить ребенка терпению. Однажды в американской школе группе детей предложили одно печенье, с условием, что второе они смогут получить, только если немного подождут. В итоге, у тех, кто прождал больше, показатели по школьному тесту были на 210 пунктов выше, чем у тех, кто не смог выждать и минуты.

Берегитесь компьютера

Кстати, о компьютерных играх. Это враг номер один в мире современной педагогики. Недавняя статья в научном журнале "Педагогические технологии" доктора Бари гласила, что дети, которые играют в компьютер больше двух часов в день, показывают результаты на 9,4% ниже, чем те, кто больше интересуется другими вещами, например, книгами, музыкой или спортом.

Откройте для ребенка музыку

Музыка – секрет успеха в развитии вербальных навыков у ребенка. Недавно в Америке провели эксперимент, где приняли участие ученики из музыкальных школ Бостона до десяти лет, которые к тому времени уже три года занимались музыкой. Как указывают авторы, эксперимент показал, что дети из музыкальных школ оказались в несколько раз способнее в изучении языков, и вообще были более интеллектуально развиты, нежели их сверстники.

Соберите библиотеку

Другой важный фактор развития – книги. Исследователь Эванс, в своей статье «Семейная, школьная культура. Успех образования», - сообщил, что дети, росшие в доме, где было более 500 томов, учились на 36% лучше, чем их сверстники из семей меньших библиофилов. Конечно, не стоит забывать, что жить в окружении книг мало, нужно их еще и читать.

Не бойтесь детского сада

Ну и последнее - социализация. Рано или поздно перед всеми современными родителями встает вопрос – отдавать ли ребенка в детский сад или не стоит. Наука голосует «за». Чтобы сделать такой вывод ученые проследили за жизнью двух групп сирот от 3-4 лет до 40. Одни посещали дошкольное учреждение, другие нет. В итоге группа, прошедшая подготовительную школу, к 27 годам имела в несколько раз больше шансов купить себе собственный дом, нежели те, кто были предоставлены сами себе. Результаты исследования вышли в статье доктора Швайнхарта «Время жизни: о пользе дошкольного обучения вплоть до сорока лет». Социализация и умение направить безграничную энергию вашего чада в правильное русло – вот гарант успешного будущего, утверждают ученые.

Главное не переборщить

Но в воспитании, как и везде очень важно соблюдать меру. Гении гениями, но не стоит забывать, что практически у каждого известного истории гения были свои причуды.

Взять, например, Эйнштейна. Не человек, а легенда. Наверное, весь мир вспоминает его добрым словом, кроме жены. Однажды он решил изменить их семейные отношения на деловые и предложил контракт. Не самый выгодный для своей второй половины. Она должна была продолжать приносить ему, по-прежнему, три раза в день его обед, содержать одежду в чистоте, а главное - при других женщинах становиться простой домоправительницей.

Непростым сожителем был и Людвиг ван Бетховен. Создавал хаос он так же великолепно, как и сочинял сонаты. В доме всегда были разбросаны ноты, тарелки с объедками, книги. По крайней мере, так вспоминали о нем современники. Если это еще можно назвать творческим беспорядком, то особой его «гениальной фишкой» был отказ от бритья во время работы над новым произведением. Людвиг полагал, что бритье лишает его вдохновения. Вместо этого, он выливал себе на голову ведро холодной воды.

Но больше всего своим безумством запомнился Сальвадор Дали. Возможно, потому, что он сам хотел выглядеть сумасшедшим. Его жизнь была такой же шокирующей, как и творчество. Одни его дневники с размышлениями об экскрементах чего стоят. Больше всего он любил эпатировать публику. Однажды в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке он решил прочитать лекцию, надев водолазный шлем. Надо сказать, что при этом чуть не задохнулся. Когда же оторопевшие зрители спросили, почему он так оделся, Дали ответил, что так ему было удобней опускаться в глубины своего подсознания, о котором он хочет поведать слушателям.

О методиках раннего развития читали и слышали все родители, но не все применяли их на практике. Кому-то элементарно не хватало времени, у кого-то не было особого желания. Популярностью пользуются методики Монтессори и Никитина, кубики Зайцева, методика Домана . О последней мы сегодня расскажем более подробно: в чем ее достоинства и недостатки.

История возникновения методики

Методика Домана , созданная американским нейрохирургом Гленом Доманом еще в прошлом веке, до сих пор пользуется огромной популярностью, вызывая интерес как у родителей, так и у педагогов. Все начиналось с лечения малышей с травмами мозга.

Нейрохирург Глен Доман поставил перед своей командой задачу не только лечить таких детей, но и развивать их. Он разработал свою методику, направленную на усиление активности мозга, в результате чего при восстановлении какой-то одной функции автоматически начинала «работать» и другая функция.

Воздействуя на мозг малыша, врач заставлял работать вначале «резервные» клетки головного мозга, которые не были поражены болезнью. Происходило это довольно оригинально на тот момент. На карточках большого размера писались слова красными буквами.

Детям показывали их одну за другой, произнося слова вслух. Каждый «сеанс» урока длился не более 10 секунд, но повторялся ежедневно до 15-20 раз. Таким образом, дети учились читать. После освоения навыков чтения на карточки стали добавляться точки, чтобы обучить счету, а затем и изображения простых предметов.

Что происходило по мере того, как мозг ребенка работал в активном режиме? Осваивая чтение и счет, малыши начинали понемногу двигаться, что уже говорило о большом прогрессе.

Сложнее всего было работать со слепыми детьми, но работая по методике, сотрудники клиники научили их видеть хотя бы очертания предмета. Дальнейшие занятия заставили детей понемногу двигаться.

Затем с ними занимались иностранными языками, обучали энциклопедическим знаниям, творческим навыкам.

Результатом таких занятий стало то, что больные дети не только догнали, но во многих областях и перегнали по развитию своих сверстников. Как же методика Домана должна действовать на здоровых детей?

На основе разработок с больными детьми Глен Доман создал простую методику по раннему развитию детей. Сейчас по ней может заниматься любой родитель, и любой ребенок может стать гением.

Методика Домана: когда начинать

Ответ доктора однозначный: начинать обучать ребенка по методике Домана надо с самого рождения, даже если вам кажется, что ребенок вообще ни на что не реагирует. Но вы ведь с ним разговариваете? И он отзывается на ваш голос? Что мешает добавить показ ярких карточек, сопровождая их озвучиванием?

Работая с детьми, педагоги отмечают, что они с интересом рассматривают яркие картинки, где изображены фрукты и овощи, картинки с природой, игрушки и окружающие предметы. Если хотя бы по пять минут в день заниматься с малышом, используя карточки, его мозг начнет активно работать, причем стимулируются различные отделы головного мозга.

В результате таких занятий у ребенка тренируется фотографическая память, он получает энциклопедические знания и развивается гораздо быстрее своих сверстников.

Как заниматься по этой методике

Разобраться, как заниматься по методике Домана , несложно. Не пытайтесь начать занятие, если ребенок плохо себя чувствует, капризничает или голоден. Выберите момент, когда он бодр, весел и сыт. В таком состоянии он с радостью поиграет с мамой в новую игру.

Сообщите ему: «Я покажу тебе красивые цветы!» и показывайте карточки одну за другой, говоря, что на ней изображено. Самим в карточки заглядывать не надо - это будет отвлекать ребенка.

Не задерживайтесь отдельно на карточке, показывайте их достаточно быстро, весело сообщая слово, написанное на обороте. В идеале достаточно одной секунды на одну карточку.

После первого показа перемешайте карточки - ребенок должен запоминать не последовательность, а сами изображения. Через некоторое время снова повторите игру.

Первые несколько дней, показывая карточки, можно проговаривать: «Этот цветок называется тюльпан». Затем малышу достаточно будет сказать «тюльпан». Самое главное - закончите занятие до того, как малыш начнет отвлекаться, оно не должно ему надоесть.

Каждую неделю используйте новые наборы, как только малыш четко усвоит все слова из предыдущего.

Используйте различные языки. Чем раньше вы начнете вводить новый язык, тем больше слов усвоит малыш, а затем сможет смотреть и мультфильмы.

Сейчас можно приобрести множество наборов карточек для обучения по методике Домана. Вы и сами можете их создать, найдя интересные картинки и сделав к ним подписи.

Недостатки методики Домана

Да, при всех прелестях и неоспоримых преимуществах, у методики Домана есть и свои недостатки. А именно:

  • Ребёнок пассивен в процессе обучения: его функция - просто смотреть.
  • Ребенок не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста.
  • Не проявляется творчество в процессе обучения.
  • Нельзя пропускать занятия, причем заниматься надо ежедневно по несколько раз в день.
  • Если ребенок старше трех лет и до этого с ним по этой методике не занимались, то он неохотно начинает.

Вообще, любая из методик раннего развития имеет свои достоинства и недостатки. Возможно, стоит взять лучшее из каждой из них и заниматься комплексно. Пусть малыш играет, а вы по ходу игр вводите элементы той или иной методики, так он будет всесторонне развиваться.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Чтобы ребенок чувствовал себя в детском садике как дома и посещал его с радостью, надо отнестись к выбору дошкольного учреждения более чем серьезно. Поэтому в нашей статье мы подготовили для читателей несколько самых основных критериев того, как выбрать детский сад для ребенка и впоследствии не пожалеть об этом.

© 2024 bonterry.ru
Женский портал - Bonterry