Конструирование из конуса. Художественное конструирование

- 229.00 Кб

Рис. 1. Мысленное «опредмечивание»

природного материала

На первом этапе (основополагающем) детей обучали анализу природного материала как основы для получения разных образов способом «опредмечивания» (рис. 1). Им демонстрировались корни, ветки, сучки разной конфигурации, похожие на что-то конкретное, а далее предлагался аналогичный материал, в котором можно было «разглядеть» по 2-3 образа в каждой конфигурации. При этом дети овладевали основными приемами построения образа: изменением пространственного положения основы, достраиванием и убиранием лишнего. Последний значительно влиял на развитие воображения, поскольку дети строили новое целое путем убирания лишнего из уже имеющегося у них другого целого в результате мысленного перебора вариантов.

Вопросы и действия педагога определяли эти приемы и способствовали их освоению детьми. Использовалось два типа вопросов: «На что это будет похоже, если ту или другую часть убрать?» (ненужное закрывалось) и «Что получится, если к этой фигуре что-то прибавить?».

Рис. 2. Использование основных приемов конструирования при создании поделок из природного материала

Способ «опредмечивания» является основополагающим моментом в развитии воображения, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей. При этом он может осуществляться на очень высоком уровне, способствовать созданию на одной основе нескольких оригинальных, существенно отличных от нее образов. Именно в недрах этого способа зарождается другой – способ «включения».

На втором этапе дети решали проблемные задачи на построение образов двумя вышеуказанными способами с использованием нового материала.

С этой целью детям предлагали два типа задач: давали природный материал, который они должны были использовать как часть чего-то целого (например, ракушки в качестве ушей, или хвоста, или глаз и др.), и природный материал, который выступал в качестве основы будущих конструкций (например, перевязанный пучок соломы, два соединенных желудя и др.). Это обеспечивало обобщение первого способа (расширяло сферу его функционирования) и овладение вторым, когда материал, заданный в качестве основы, использовался как значимый элемент целостного образа. В результате дети смогли использовать один и тот же материал многофункционально: и как основу, и как часть, и как деталь образа. При этом они наряду с приемами, освоенными на первом этапе, широко использовали комбинирование (рис. 2).

На третьем этапе организация сюжетного конструирования расширялась тематика детских поделок, активизировался поиск передачи их выразительности, сам процесс их создания делался эмоциональным и значимым для детей (рис. 3). При этом дети строили образ с опорой как на природный материал, так и на представления, связанные с придуманными ими сюжетами, что расширяло палитру детских ассоциаций, делало образы более динамичными.

Особое значение имело широкое экспериментирование с природным материалом с целью выяснения его свойств: гнется или ломается (а если намочить, то будет гнуться), закручивается; мягкий или твердый; шершавый или гладкий; пушистый или гладкий; колючий; изменение цвета при разном освещении (мох на солнце изумрудный, светло-зеленый, а в тени – темный, почти синий) и т.п. Это значительно расширяло ассоциации детей, что приводило порой к неожиданным конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов с использованием свойств материала, которые они для себя открыли. После такого обучения был проведен контрольный эксперимент с двумя группами детей (экспериментальная и контрольная группы, по 25 человек в каждой) по выявлению уровня развития творческого воображения в следующих видах деятельности: конструирование из природного материала по замыслу; детское экспериментирование с новой игрушкой «Дрон»; дорисовывание неопределенных фигур (вариант методики Е. Торренса, разработанный О.М. Дьяченко).

Средний коэффициент оригинальности у детей экспериментальной группы в результате обучения повысился с 2,5 до 7,5, а в контрольной группе – только с 3 до 4.

Результаты экспериментальной работы показали, что у большинства детей были сформированы на достаточно высоком уровне воображение и творческое конструирование. Большое положительное влияние такое обучение оказало на развитие у детей инициативной образной эмоциональной речи описательного характера. Дети также начали проявлять более бережное отношение к природе.

Рис. 3. Композиция «Птицы»

  1. Конспекты занятий в подготовительной группе по художественному конструированию

Конспект занятия по художественному конструированию в подготовительной группе «Волшебные цилиндры»

Программное содержание

Познакомить со способом закручивания прямоугольника в цилиндр. Начать знакомство с техникой бумажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.

Подготовка к занятию

Воспитатель создает на фланелеграфе предметно-игровую среду: плоские фигурки гнома, домика, домашних животных, деревьев, а также квадрат-заготовку для показа способа. Заранее готовит фигурки цирковых животных, выполненные на основе цилиндра (рис. 4). Также подбирается ряд поделок-образцов (рис. 5). Для каждого ребенка готовится следующий материал квадраты из писчей бумаги разных цветов и размеров и в дополнение к ним несколько видов заготовок для деталей (бумажные квадраты, полоски, круги, а также нити для бус и клей). Точно такой же материал потребуется воспитателю, чтобы показать, как с помощью этого способа создавать различные поделки.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на фигуры, расположенные на фланелеграфе и начинает рассказ.

Рис. 5. Последовательность изготовления цилиндра из прямоугольника (слева) Поделки на основе цилиндра (справа)

Рис. 4. Плоские и объемные (выполненные на основе цилиндра), фигурки для создания на фланелеграфе игровой ситуации к занятию «Волшебные цилиндры»

В поселке том, где жили гномы,

Все было плоско водоемы,

Дома, поляны и дубы,

И грядки, и в лесу грибы

Коровы, козы, даже кошки

И те смотрелись как лепешки

И вот сюда из-за морей

Приехал как-то Цирк зверей

А в нем слоны, собаки, выдры

Похожи были на цилиндры

Увидев их, подумал Гном,

Что зверь такой украсит дом

Послал он Кукле телеграмму,

Где слезно просит эту даму

Решить задачу как ему

Цилиндры сделать самому

И Кукла Гному отвечала:

«Берем простой квадрат сначала,

Прямоугольник мастерим.

Теперь работать будем с ним.

Прямоугольник, не сминая,

В цилиндр закрутим, понимая,

Что две коротких стороны

Друг друга перекрыть должны».

«Пустяк», – подумал Гном.

В субботу Он смело взялся за работу.

Собачку сделал. И она

Была размером со слона.

Читая стихи, воспитатель показывает фигурки животных, имеющие цилиндрическую основу, а также поэтапно демонстрирует преобразование квадрата в прямоугольник, а затем в цилиндр. Затем предлагает детям самостоятельно повторить эти действия и запомнить их словесное описание (выделенное четверостишие), повторяя его два-три раза. Далее показывает заранее приготовленные образцы поделок из цилиндров (без объяснения и показа процесса их изготовления) для выбора объекта предстоящей работы.

Конспект занятия по художественному конструированию в подготовительной группе «Волшебное превращение круга»

Программное содержание. Продолжать знакомить со способами техники бумажной скульптуры. Показать детям способ закручивания круга в конус («низкий конус»). Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Подготовка к занятию.

Воспитатель располагает на одной стороне фланелеграфа несколько кругов разной величины (диаметры – 5, 7, 9 см) и цвета, а на другой – конус высотой 5 см. Для каждого ребенка готовит по нескольку кругов различного диаметра (от 3 до 5-9 см), обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходимых дополнительных деталей, краски, клей, фломастеры и другие материалы.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры, расположенные на фланелеграфе, и начинает рассказывать забавную историю.

«Был летний день. Братья круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется интересная фигура – конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!». Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?». Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус».

«Как же тебе это удалось?» – спросили круги «Очень просто», – отвечал маленький красный конус и запел свою песенку.

Есть у бумажного кружочка

Как раз посередине точка.

Надрез к ней сделай, мой дружок,

И в конус скручивай кружок.

(Показывает этот процесс).

И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?». А маленький конус им отвечал. «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек».

Затем воспитатель предлагает детям закрутить круг в конус, определить, какие поделки можно сконструировать из полученных «низких» конусов, и сделать одну из них. Дети называют, что можно сделать из конусов. А далее воспитатель показывает несколько готовых поделок (рис. 6).

По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.


Рис. 6. Изготовление низкого конуса (слева). Поделки на основе низкого конуса (справа)

Заключение

Занятия творческим конструированием предназначаются для развития у дошкольников творческих способностей в области конструирования различных поделок из бумаги и картона и совмещают в себе развитие мелкой моторики рук, художественного вкуса, ориентации в пространстве и на плоскости, образного и пространственного мышления; формирование необходимых знаний, умений и навыков для успешной трудовой деятельности.

Занятия по творческому конструированию совмещают в себе трудовую, познавательную и игровую деятельность. Введение элементов игры побуждают дошкольников самостоятельно решать поставленные задачи. Дети охотно приступают к практическим занятиям, где можно быстро увидеть результат своей деятельности. Содержание

Введение
1. Конструирование из бумаги
2. Конструирование из природного материала
3. Конспекты занятий в подготовительной группе по художественному конструированию
Конспект занятия по художественному конструированию в подготовительной группе «Волшебные цилиндры»
Конспект занятия по художественному конструированию в подготовительной группе «Волшебное превращение круга»
Заключение
Список литературы

Конструирование « Алёнушка»

Цели:
создать условия для формирования у детей дошкольного возраста внимание к духовной культуре своего народа, интерес и уважение к его прошлому;
продолжать учить детей конструировать игрушку на основе конуса;
самостоятельно вырезать и соединять детали между собой в указанной последовательности и по образцу;
развивать художественно-конструктивные способности детей, эстетическое восприятие;
развивать эстетический вкус, сенсорный опыт, творческие способности, мелкую моторику рук;
воспитывать интерес к русскому национальному костюму и традициям русского народа;
воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Вот такая Аленушка у нас получится:
Материал:
трафареты деталей
красный картон и картон в кружочек, желтая, красная и белая бумага, фломастеры или карандаши, ножницы, клей - карандаш, клеенка.
1. Изготовление нашей Алёнушки начинаем с того, что обводим по трафарету все детали и вырезаем.
2. Берем желтую полоску и приклеиваем ее посередине будущего сарафана. Желтый полукруг приклеиваем по низу сарафана, сворачиваем эту деталь в конус.
3. Далее берем четвертую часть круга, вырезанную из красной бумаги, и сворачиваем в конус, со второй четвертинкой проделываем то же самое. Это рукава
4. Рукава приклеиваем к сарафану.
5.Затем приклеиваем круг, вырезанный из белой бумаги, к косынке, вырезанной из картона в кружочек, и прорисовываем лицо.
6. Обе детали косынки мажем густо клеем и «одеваем» на сарафан. Наша Алёнушка готова.

Мастер - класс по конструированию из бумаги в подготовительной группе на тему: "Алёнушка"

Мастер – класс по конструированию из бумаги, рассчитан на детей подготовительной группы
Тема: «Алёнушка»
Халиуллина Анастасия Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад № 381, г. Казани

Описание: Работу можно выполнить с детьми 6-7 лет. Материал может быть полезен воспитателям старших дошкольников, родителям.

Назначение работы: работу можно выполнить в детском саду, когда изучается тема «Одежда».
Цели:
создать условия для формирования у детей дошкольного возраста внимание к духовной культуре своего народа, интерес и уважение к его прошлому;
продолжать учить детей конструировать игрушку на основе конуса;
самостоятельно вырезать и соединять детали между собой в указанной последовательности и по образцу;
развивать художественно-конструктивные способности детей, эстетическое восприятие;

Развивать эстетический вкус, сенсорный опыт, творческие способности, мелкую моторику рук;
воспитывать интерес к русскому национальному костюму и традициям русского народа;
воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Вот такая Аленушка у нас получится:

Материал:
трафареты деталей


красный картон и картон в кружочек, желтая, красная и белая бумага, фломастеры или карандаши, ножницы, клей - карандаш, клеенка.


1. Изготовление нашей Алёнушки начинаем с того, что обводим по трафарету все детали и вырезаем.


2. Берем желтую полоску и приклеиваем ее посередине будущего сарафана. Желтый полукруг приклеиваем по низу сарафана, сворачиваем эту деталь в конус.



3. Далее берем четвертую часть круга, вырезанную из красной бумаги, и сворачиваем в конус, со второй четвертинкой проделываем то же самое. Это рукава


4. Рукава приклеиваем к сарафану.


5.Затем приклеиваем круг, вырезанный из белой бумаги, к косынке, вырезанной из картона в кружочек, и прорисовываем лицо.

Татьяна Власова

Конструирование из бумаги. «Мышиный хоровод». Работа с бумагой в технике изготовления конуса.

Цель: Продолжать работать с бумагой, практиковать умение склеивать конус из бумаги; -приклеивать другие элементы.

Задачи: Воспитывать волевые качества: усидчивость, терпение, старательность; умение доводить работу до конца;

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

Закрепить знания о конусе, как геометрической фигуре.

Материалы: Бумага принтерная подходящих оттенков, ножницы, клей, фломастеры.

Сыр изготавливается заранее.

Ход занятия: Воспитатель рассказывает детям историю.

Однажды в продуктовый магазин привезли сыр. Когда коробки с сыром выгружали, один кусочек сыра выпал. Никто этого не заметил, потому что сыр закатился за большой холодильник.

Как вы думаете, ребята, кто же нашел сыр?

Дети: Мыши!

Воспитатель: Конечно, это была маленькая мышка. Кусок сыра для нее был слишком большой. Догадайтесь, что сделала мышка?

Дети: Позвала на помощь своих друзей - мышек.

Воспитатель: Правильно! Мы сейчас с вами их сделаем.

Дети выполняют работу




Глазки и носик нарисовали фломастером.


Физкультминутка:"Вышла мышка".

Вышла мышка как-то раз (шаги на месте)

Поглядеть который час. (повороты вправо-влево)

Раз, два, три, четыре, (хлопки руками над головой)

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук вниз)

Вдруг раздался страшный звон: (хлопки перед собой)

Убежали мышки вон. (беговые упражнения)

Приклеиваем ушки, лапки и хвостик.

Вот сколько друзей у мышки получилось!


Все вместе перетащили сыр в норку и устроили дружный хоровод


Публикации по теме:

«Кошечка». Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами по конструированию из бумаги в технике оригами Тема: «Кошечка» Цель: Развитие памяти через конструирование поделок оригами. Задачи:.

Конспект НОД конструирование из бумаги (оригами) в подготовительной группе детского сада «Карандашик» ОО «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД по конструированию из бумаги в старшей группе. Коллективная работа «Кленовое дерево» Конспект НОД по конструированию из бумаги в старшей группе. Коллективная работа «Кленовое дерево» Конспект непосредственно образовательной.

«Веселые мышата» (в технике оригами).Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие». «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Изготовление открытки-валентинки в технике оригами. Задачи: - познакомить детей с праздником "День святого Валентина"; - развивать.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике (оттиск мятой бумагой) Тема: «Тюльпаны» Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (оттиск мятой бумагой) Программные задачи: Расширять представление детей о весне.

Задачи: учить изображать акварелью вазу спиральным способом; закрепить умение рисовать ветку сирени в технике – оттиск смятой бумагой;.

Аджаматова Тамангыз Арсланалиевна

Воспитатель

МАДОУ «ДС «РАДУГА»

ЯНАО, г.Новый Уренгой

1. Развивающие :

Развивать речевое и деловое общение; развивать взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание; формировать позитивные установки к различным видам творчества.

Познавательное развитие: закрепить знание детей о приметах зимы; вспомнить название дерева; закрепить в памяти детей название цвета: зеленый; развивать воображение и творчество; продолжать учить детей работать по схеме, учить конструировать из бумаги.

Речевое развитие: продолжать развивать понимание речи; стимулировать ребенка выполнять словесные инструкции; расширять активный словарный запас;

Художественно – эстетическое развитие: развивать у ребенка чувство ритма; продолжать совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом песни.

Физическое развитие: развивать умение бегать в определенном направлении; выполнять движения в соответствии с текстом.

2. Коррекционные : развивать мелкую моторику рук, речевое дыхание.

3. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Материал : цветная бумага зеленого и красного цветов, ножницы, клей, салфетки, подложки, готовый конусный шаблон на каждого ребенка.

Ход НОД:

Ритуал приветствия : Воспитатель здоровается с детьми:

«Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

(взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Пальчиковая гимнастика: «Ладошки».

«Ладошки вверх, ладошки вниз,

А теперь их на бочок и зажали в кулачок».

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говориться?

«Зимой и летом одним цветом?» (елочка)

(Показывает картинку с изображением елочки и деревьев зимой).

Воспитатель: правильно, это елочка.

«Елочка, елочка

Вот она какая

Стройная, красивая,

Яркая, большая».

Посмотрите, какая она зеленая, вместо веточек у нее лапы, вместо листочков – иголочки, они колючие. Посмотрите, а на деревьях нет листочков, к зиме они облетают и кругом белым – бело, много снега намело. Солнышко выходит мало на небо и не дарит нам своего тепла, не греет землю. На улице холодно. Лужи превращаются в лед. Выпадает снег. Как вы думаете, в какое время года это бывает? Какое время года у нас сейчас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно. Если падают на землю снежинки и везде лежит снег, то это к нам пришла зима.

(Обращает внимание на картинку «Зимний лес»). Посмотрите, как она раскрасила все вокруг! Все накрыла белым покрывалом! Нравится, дети?

Воспитатель: А сейчас давайте с вами отправимся в зимний лес.

Игра «Шагают наши ножки».

По тропинке мы пойдем друг за дружкою гуськом (идут змейкой)

На носочки встали, к лесу побежали (бег)

Ноги выше поднимаем, на сугроб не наступаем.

И снова по дорожке шагают наши ножки. (шагают)

Воспитатель: Вот мы и пришли в зимний лес. Дети посмотрите, какая вокруг красота? Деревья окутаны снежным покрывалом.

Игровая мотивация.

Ребята, посмотрите, кто в гости к нам пришел! Да это же снеговик спешит к зверятам с елкой! Посмотрите, какая у него елочка? (Ответы детей: зеленая, колючая, ветвистая, хвоя пушистая. ..).. Елка-то красавица, да вот у снеговика беда, елка у него одна! Вот снеговик и боится, что каждый лесной малыш захочет нарядить елку в своем доме. Как же мы можем ему помочь? (Сделать зверятам елки).

Тогда не будем терять время и приступим к работе. Внимательно смотрите и запоминайте, как мы будем делать елку. Перед вами лежит готовый шаблон, бумага зеленого цвета, ножницы и клей. Берем бумагу и разрезаем на полоски. Затем склеиваем концы полосок и наклеиваем их на наш шаблон. И так до самой верхушки. А теперь,ребята, посмотрите и скажите, чего нам не хватает на нашей елке. (Ответы детей, звездочки) Правильно, ребята. Дети вырезают звездочку и наклеивают ее на елку.

Физ минутка «Елочка» (п альчиковая гимнастика)

Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки»)

Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальцы выставлены).

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз).

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе или смотрят вниз).

Скоро мы будем наряжать ее к празднику.

А теперь вернемся за столы и еще раз вспомним, как мы будем работать. (Дети noочереди называют этапы работы, опираясь на образцы и приступают к работе).

(В ходе занятия оказываю помощь затрудняющимся детям, делаю напоминания.)

Воспитатель: Снеговик, посмотри, какие разные зеленые красавицы у нас получились и теперь их хватит всем лесным жителям, чтобы встретить Новый год!

Ребята, а снеговик мне сказал, что теперь он не боится, и что у нас ему понравилось, давайте возьмем снеговика и покажем нашу группу:

«Вместе хлопнули в ладоши,

Дружно топнули ногой.

Все, во что мы тут играли,

Мы запомнили с тобой.

До свидания всем сказали

И отправились домой».

Итог:

Что мы, сегодня, делали?

С каким деревом, мы познакомились?

Куда мы с вами отправились?

Кого встретили в лесу?

Почему боялся снеговик?

Как мы помогли снеговику?

Вам понравилось?

Литература:

1.З.А. Ефанова, О. В. Симонова, О. А. Фролова Комплексные занятия по программе «Детство», издание 2016г.

2.Архив фотографий из альбома Аджаматовой Т.А.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

© 2024 bonterry.ru
Женский портал - Bonterry