Беседы по познавательному развитию. Конспект занятия - беседы по познавательному развитию

Программные задачи:

Уточнить и закрепить знания детей о явлениях неживой природы, о растительном и животном мире, о труде человека в природе летом.

Закрепить понятие : луг, лес, поле.

Учить образно, передавать свои впечатления, накопленные за летний период в природе, используя художественное слово.

Закрепить характерные приметы о лете .

Продолжать воспитывать в детях чувство любви к природе, к прекрасному, заботу о растениях и животных.

Предшествующая работа :

Экскурсии в парк, на дачу, в лес, на луг, в поле. Наблюдение за насекомыми

и растительным миром, проведение детских игр, сбор семян, составление гербария

из лекарственных и ядовитых трав.

Подготовка к занятию :

Продумать вопросы для беседы , подобрать картинки с изображением цветов, деревьев,

луга, поля, леса, растений, лекарственных и ядовитых трав, насекомых : полезных и вредных. Подобрать стихи к игре : «Угадай: какое время года?» .

Словарь : сенокос, жатва, насекомые, лекарственные травы, луговые растения, лес, луг, поле.

Ход ООД:

Какое время года скоро пройдет?

Чем вам нравиться лето?

Расскажите о лете (выслушать детей) .

Посмотрите на стол и скажите : что вы видите на картинках?

Как можно сказать по-другому? (картинки о природе)

Подберите картинки трав, растений.

Где растут эти растения? (ромашка, василек, фиалка, лютики, купальница, подорожник, тысячелистник, лебеда, вороний глаз, клевер).

Чем отличается луг от поля? (на лугу растут травы, различные цветы, а в поле - рожь, пшено, пшеница - посеянные человеком).

Чтение стихотворения :

Бежит тропинка через луг

Нырнет влево, вправо,

Куда не глянь : цветы вокруг,

Да по колено травы.

И колокольчик луговой

На тоненькой былинке,

Качаясь, гнется над травой

У солнечной тропинки.

Что делает человек с луговыми травами?

Когда бывает сенокос? (июнь) .

Чем косят траву? (косилкой) .

Для чего люди применяют машины при сенокосе?

Для чего косят траву? (сушат, переваливают, сгребают в копны) .

Чем занят человек летом в поле?

Какие машины использует человек для сбора пшеницы, ржи …

Какие растения встречается в поле среди колосьев пшеницы, ржи?

Назовите растения-сорняки (лебеда, осока, крапива, подорожник, васильки) .

Назовите ядовитые травянистые растения (белена, дурман, вороний глаз, лютики, паслен, купальница) .

Назовите лекарственные растения.

Чем отличается лес от луга и поля? (деревья, кусты, под ними трава, мох, обитатели) :

Насекомые, птицы, животные).

Что лес дает человеку? (очищает воздух, грибы, ягоды, древесина) .

Кто это? (показываю пчелу) .

Отберите на столах картинки с насекомыми (задание для 2-3 летних детей) .

Назовите насекомых, которых вы видите, но их нет на картинках?

Кого из насекомых называют санитаром леса и почему?

Кого мы еще назовем полезными насекомыми и почему? (божья коровка, жуки-санитары, пчелка, паучок) .

Кого из насекомых мы называем вредителями и почему? (колорадский жук, слепые мухи) .

Почему мы всех, кого видим на картинках, называем насекомыми?

Необходимо делать человеку, чтобы вредных птиц было меньше (беречь птиц) .

Кто это? (заяц, белка) .

Как одним словом назовем их?

Отберите на столе картинки с изображением животных?

Чем заняты животные летом? (растят потомство: у зайчихи и ежей рождаются детеныши) .

Чем скоро займутся птицы?

Чем будут заняты животные, когда кончится лето?

Когда мы говорим лето прошло?

Игра «Угадай какое время года?» (по отрывкам из художественной литературы) .

Солнце ласково смеётся

Светит ярче горячей

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей (Л. Колос)

Скучная картина

Тучи без конца

Дождик так и льётся

Лужи без конца (Плещеев)

Встаёт заря во мгле холодной

На нивах шум работ затих

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк (А. С. Пушкин)

Рожь наливается зерном

Тяжёлым урожайным

И солнечным погожим днем

В поля идут комбайны (И. Забила)

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли

И кувшинчик синий расцветает

И зовут друг друга журавли (А. Толстой) .

Предлагаю вспомнить приметы, пословицы о лете .

Летний день – год кормит.

Лето собериха – зима поедиха.

Что летом родится - зимой пригодится.

Одна пчела много меду не наносит.

Клади по ягодке – наберёшь кузовок.

Итог ООД: О чем мы сегодня говорили.

Что интересного узнали.

Итог ООД:

Что же такое лето?

Что интересного происходит летом?

Интегрированое занятие по познавательному развитию "Мы-альметьевцы"

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ старших и подготовительных к школе групп(дети от 5,5 до 7 лет). Может быть использовано как открытое мероприятие как на базе ДОУ, так и на муниципальном уровне.

Цель: воспитание гуманности, уважения и любви к людям, населяющим родной город, бережного отношения к его объектам.

Задачи:
ОО «Познание»:
- формировать знания детей о родном городе: какие красивые места в нём есть, кто в нём живёт и трудится;
- закреплять знания о государственной символике города;
- развивать у детей память, внимание, воображение.
ОО «Социализация»:
- формировать навыки сотрудничества при выполнении коллективной работы;
- вызвать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями;
- воспитывать любовь к родному городу, желание узнать о нём как можно больше нового и интересного.
ОО «Чтение художественной литературы»:
- развивать умение эмоционально воспринимать стихи на слух, выразительность при самостоятельном чтении.
ОО «Художественное творчество»:
- развивать конструктивные способности, умение изображать любимые объекты родного города.

Предварительная работа:
Целевые прогулки по близлежащим улицам; беседы о названиях улиц; рассматривание иллюстраций; игры: «Путешествие по родному городу», «Узнай, где я нахожусь»; рассматривание флага и герба города Альметьевска; заучивание стихотворения «Мой город».

Материал:
Телевизор, диск с записью фильма, мяч, иллюстрация с изображением улиц города и отдельными объектами, набор государственных символов (флаг + герб) народов Поволжья, нефть, листы бумаги А4 на каждого ребёнка, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, мольберт.

Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети заходят в группу, встают полукругом, лицом к гостям.
-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
-Ребята, я хочу предложить вашему вниманию короткий фильм, а пока вы его будете смотреть, я прочту вам стихотворение. (Дети смотрят видеофильм о городе Альметьевск, а воспитатель читает стихотворение Литвина А.Л.)

Там, где раньше был пустырь,
Растёшь ты ввысь,
Растёшь ты вширь.
И факелами тополей
Зовёшь в день завтрашний людей.
Город мой, цветущий мой,
Для многих –просто нефтяной,
А для меня ты город – сад,
И что ты есть,я горд и рад.
Ты многолик и многоцветен,
В стране, за рубежом заметен.
Народов разных сыновья,
Твоя здесь гордость и моя.
Течёт по «Дружбе» нефть рекой,
Дар это людям твой и мой.
И я хочу, чтоб был всегда
Ты мирным городом труда.

Ребята вы наверно уже догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить?(Ответы детей)
-Правильно, и наше занятие называется «Мы – Альметьевцы ».
-Ребята, у нашего города как и у всех людей есть день рождения- 3 ноября. И в этом году ему исполнилось 57 лет. И сейчас давайте вспомним, какие улицы есть в нашем городе, их названия. Я раздам вам фотографии- одну на двоих, вы внимательно рассмотрите их и скажете, как называется эта улица и что на ней находится, какой объект или здание, знакомое вам. Все фотографии мы будем вывешивать на магнитную доску. (Дети выполняют задание.)

Ребята, скажите, какие отличительные символы имеет каждая страна, каждая республика и каждый город в отдельности? (Ответы детей)
-Правильно. И у нашего города есть свой флаг и герб. Я предлагаю вам из предложенных здесь символов найти флаг и герб города Альметьевска. (Дети находят)
Затем дети по желанию рассказывают о том, что означает каждый цвет флага и что изображено на гербе. При затруднении воспитатель помогает им:
-Флаг включает в себя два цвета- зелёный и красный. Зелёный цвет- символ природы, здоровья, молодости, жизни; красный- мужества, силы, трудолюбие, красоты и праздника. Щит герба изображён в виде сквозного золотого цветка тюльпана, внутри которого располагается золотая лестница- изображение нефтяной вышки, а поверх неё - бьющий из оконечности чёрный, о двух струях фонтан. Сочетание золота и черного цвета подчёркивает символическое определение нефти как «чёрного золота».

Ребята, что же добывают в нашем районе? (Ответы детей)-Правильно, нефть, и сегодня Альметьевский район является крупнейшим в Татарстане центром нефтедобычи. Посмотрите, какая она, нефть. (Воспитатель показывает сосуд с нефтью.) –Ребята, нефть - очень дорогое и необходимое всем нам полезное ископаемое. Её перерабатывают на нефтеперерабатывающих заводах, получают из неё бензин, солярку, которые необходимы для транспорта. Ещё из нефти делают пластмассу, из которой, в свою очередь, изготавливают очень много различных предметов, в том числе игрушки для детей. Ребята, все эти материалы и предметы делают люди разных профессий. И я предлагаю вам поиграть в игру «Я знаю пять профессий». Я отбиваю мяч об пол и бросаю кому-то из вас. Тот, у кого мяч окажется в руках, называет любую профессию.
-Вы назвали профессию строителя. Я вам предлагаю сейчас тоже побыть строителями и сложить из разрезанных картинок целые объекты, которые есть в нашем городе и назвать их. (Дети выполняют задание.)

Ребята, вы рассказали, какой красивый наш город, что в нём есть. Но главное богатство каждой страны в целом и каждого города в отдельности – это люди. В настоящее время ваши мамы и папы, бабушки и дедушки стремятся своим трудом улучшить жизнь городе: ремонтируются дороги, здания, исторические памятники; проводятся работы по благоустройству дворов, парков. И чтобы всем было хорошо в нашем городе, мы должны уважать друг друга, беречь всё, что создано трудом ваших родителей, дедушек и бабушек.
Дети читают стихотворение(Е. Фадеевой):
В городе любимом мы живём,
Станем мы большими,
Быстро подрастем.
Новыми садами украсим город свой,
Будет он чудесный,
Город твой и мой!

Ребята, у каждого из вас есть какое-то самое любимое место в городе. Вы сейчас не будете их называть, а пройдёте к столам и нарисуете каждый своё любимое место в городе Альметьевске. (Дети рисуют, в это время взрослые смотрят видеофильм о городе Альметьевске в сопровождении песни.)

В конце занятия организуется выставка детских рисунков.

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.

Конспект совместной образовательной деятельно сти

для подготовительной к школе группы детского сада. Познавательное развитие ФЭМП

«Беседа об истории математики»

Студентка ГБПОУ

"Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга",

ОЗО, группа12а, Сизова Нелля Олеговна

Цель: формировать у детей интерес к математике и её истории, закреплять количественные представления, представления о форме и величине.

Образовательные з адачи:

1 Расширять представления детей о том, как зародилась наука математика.

2Упражнять детей в счете в пределах 10, прямой и обратный счет.

3Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

4Закрепить понятия «широкий» - «узкий».

5Активизировать и расширять словарный запас детей (пирамида, папирус, римляне, племя, наука, храм, бирка).

Развивающие з адачи:

1Активизировать внимание, р азвивать логическое и образное мышление.

2 Развивать слуховое восприятие.

3 Развивать конструктивные способности детей и творчество.

4 Развивать логическое и образное мышление.

Воспитательные з адачи:

1Воспитывать самостоятельность.

2 Формировать навык самоконтроля и самооценки.

3 Воспитывать желание оказывать помощь окружающим, учитывать мнение окружающих.

Использование проблемно-игровых технологий:

Логическая математическая игра;

Проблемная ситуация;

Логико-математическая сюжетная игра.

Здоровьесберегающая технология:

Физминутка.

Интеграция с образовательной областью «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие », «Физическое развитие» .

Оборудование: Создание развивающей среды для организации и проведения совместной образовательной деятельности:

Иллюстрации по содержанию занятия «История математики»;

Конверт с письмом;

Кукла Буратино;

Стульчики, поставленные парно, изображающие автобус;

Билетики с кругами соответствующего количества и цифры на стульчиках «автобуса»;

Иллюстрация - ворота с геометрическими фигурами;

Узкий шарф и широкий платок, изображающие ручей и реку;

Дощечки с цифрами от 1 до 10;

Коробочки со счетными палочками и образцы моделирования из палочек индивидуально каждому ребенку;

Счеты;

Калькулятор.

Предварительная совместная деятельность :

1Рассматривание детской энциклопедии о происхождении человека.

2Дидактические игры «Веселый счет», «Геометрический конструктор».

3Рассматривание картинок дидактического пособия «Что сначала, что потом», «История в картинках» и беседа по содержанию.

4Проведение физминуток с математическим содержанием.

Ход совместной образовательной деятельности:

Часть 1 – организационная.

Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас отправиться в путешествие, в город «Удивительной математики» . Там мы узнаем, откуда к нам пришла наука математика.

Кукла Буратино : Ребята! Возьмите меня с собой! Я очень люблю математику, и мне хочется узнать, что это за город такой.

Воспитатель: Давайте возьмем с собой Буратино. Ну что, ребята, согласны? (да)

Часть 2 – основная.

Воспитатель: Мы с вами отправимся в город «Удивительной математики» на автобусе. Что необходимо купить, чтобы сесть в автобус?

Дети: Нужно купить билеты в кассе.

Воспитатель: Правильно. Я уже купила всем билеты и сейчас их раздам. (Стулья расставлены попарно, к их спинкам прикреплены цифры) .

Воспитатель: Катя, а почему ты села на этот стульчик?

Катя: Потому что у меня на билете 4 кружочка и на стульчике нарисована цифра 4.

Воспитатель: Лера, а почему ты села на этот стульчик?

Лера: Потому что у меня на билете 3 кружочка и на стульчике нарисована цифра 3.

Воспитатель: Вот мы подъехали к городу «Удивительной математики». Посмотрите, какие интересные ворота перед городом. Что на них нарисовано?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Ребята, это непростые ворота. Если мы правильно назовем эти фигуры, ворота в город откроются. Какие геометрические фигуры вы видите?

Дети: Квадрат, трапеция, прямоугольник, треугольник, круг.

Воспитатель: Чтобы открыть ворота, вам нужно разгадать один секрет – догадаться, какая из фигур лишняя. Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).

Воспитатель: Благодаря вашим знаниям ворота открылись. Посмотрите, какой интересный город. Дома разноцветные, а на них нарисовано что – то. Давайте погуляем по городу и рассмотрим домики.

На зеленом домике нарисован древний человек, ладони.

Воспитатель: Первыми понятиями математики были меньше, больше и столько же. Когда одно племя обменивало у другого свой улов рыбы на каменные ножи, не нужно было считать, сколько принесли рыб и сколько ножей. Просто клали рядом с каждой рыбой по ножу. Немного позже люди научились считать только на пальцах и могли показать числа только на пальцах рук. Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20. Жители Новой Гвинеи и в наше время загибают пальцы руки и считают «бэ-бэ-бэ …». Досчитав до 5, они говорят «ибон-бэ» (РУКА). Потом загибают пальцы другой руки «бэ-бэ…», пока не доходит до «ибон-али» (ДВЕ РУКИ). Считая дальше, новогвинейцы используют пальцы ног, а потом… РУКИ И НОГИ КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО! Как записывались цифры? Вместо цифры «3»– три палочки, «4» -четыре палочки.

А вот следующий дом. Какой он красивый, с колоннами . Это древний римский храм. У древних римлян были другие цифры. Если внимательно рассмотреть, римские цифры (показ римских цифр, нарисованных на стене храма), они похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца, пять – это пятерня с отставленным большим пальцем, шесть – это пятерня да еще один палец. Вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.

Воспитатель: А сейчас продолжим наш путь.

Буратино находит на дороге письмо и читает его детям: « Наш город непростой, а волшебный. Чтобы пройти по нему дальше, решите веселые задачки»:

1. Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал:

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (пять )

2. Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок сосед

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Сколько съедено морковок? (десять )

3. Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну-ка, скажите скорей:

Сколько овечек теперь?» (две) .

4. Пять пушистеньких щенят

Все в корзиночке лежат,

А один решил сбежать

Сколько их останется лежать? (четыре ).

Что бывает только два у человека? (2 глаза, 2 руки, 2 ноги. 2 уха )

Назовите сказки, в названии которых есть цифра 3? (3 медведя, 3 поросёнка, 3 толстяка)

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем идти дальше. Посмотрите, какое необычное здание. Кто знает, как оно называется? На что оно похоже?

Дети узнают пирамиду.

Буратино: Я тоже знаю, что это пирамида. Такие здания строили в древнем Египте.

Педагог: Правильно, посмотрите, на стене пирамиды нарисованы иероглифы. В Египте - одна из самых древних нумераций. Надписи египтян состояли из рисунков - иероглифов.

Сохранились два математических папируса, по которым видно, как считали древние египтяне. Например, иероглиф для сотни рисовался как измерительная верёвка, для тысячи - как цветок лотоса, для 10 тысяч - поднятый вверх палец, 100 тысяч - как жаба, миллион - как человек с поднятыми руками.

Воспитатель: Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, необходимы были арифметические знания. Без подсчета дней трудно было определить, когда надо засевать поля, когда начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары и т.д. До сих пор в русском языке сохранилось слово «бирка». Теперь так называют дощечку с номером или надписью, которую привязывают к кулям с товарами, ящикам, тюкам и т. д. А еще двести-триста лет тому назад это слово означало совсем иное. Так называли куски дерева, на которых зарубками отмечали сумму долга или подати. Бирку с зарубками раскалывали пополам, после чего одна половина оставалась у должника, а другая - у заимодавца или сборщика податей. При расчете половинки складывали вместе, и это позволяло определить сумму долга или подати без споров и сложных вычислений.

Воспитатель: Дорога привела нас к ручью. Он широкий? Можно его перешагнуть?

Дети : Нет, не широкий, узкий.

Все вместе его перешагивают.

Воспитатель: А вот еще одно препятствие - это река. Река, какая - узкая или широкая?

Дети. Река широкая.

Воспитатель: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

Дети . Нет.

Воспитатель: Правильно, очень широкая река. Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

Дети предлагают варианты решения проблемы.

Воспитатель: А мы перейдем реку через мост. Ребята, подул сильный ветер и рассыпал все дощечки. Что мы можем сделать, чтобы пройти дальше?

Дети. Собрать дощечки.

Воспитатель : Правильно, только собрать их надо по порядку от 1 до 10.

Дети помогают друг другу собирать дощечки по цифрам от 1 – 10.

Воспитатель: Молодцы, ребята, собрали мостик. Давайте проверим, правильно ли он собран. Сначала посчитаем в прямом порядке.

Вера, посчитай. Молодец! Кира, посчитай! Хорошо!

А теперь, посчитаем в обратном порядке.

Саша, посчитай! Правильно. Вова, посчитай. Молодец!

Теперь все вместе переходим по мосту через реку.

Воспитатель: Ребята, мы с вами прошли по мостику и оказались на поляне. Давайте здесь отдохнем и проведем веселую физминутку.

Дети выполняют упражнения.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

После физминутки воспитатель подводит детей к месту, где разложены счетные приспособления: счетные палочки, счеты, калькулятор.

Воспитатель: В древних государствах на писцов – людей, которые выполняли расчеты, – была возложена очень непростая задача – они должны были вести учет государственных доходов и расходов, а это всегда были очень большие числа, которые трудно сосчитать в уме. И вот тут древние люди проявили потрясающую изобретательность – они создали ручные приспособления для счета: это была доска с продольными желобками, в которых размещались первоначально камешки. В Древнем Китае не камушки перекладывались в желобках, а бусины передвигались на проволоках.

Счеты появились на Руси много лет назад и вполне эффективно применялись до нашего времени. Они до сих пор очень удобны для слепых.

Воспитатель завязывает глаза ребенку и просит отложить на счетах пять косточек, восемь, десять.

Пробуют еще 2 -3 человека.

Затем воспитатель показывает калькулятор и объясняет, что на нем люди делают сложные расчеты. Этот предмет необходим и в магазине, и в банке, и в других местах, где есть сложные расчеты и много действий с цифрами.

Воспитатель: Давайте возьмем счетные палочки и поиграем. Дети садятся на коврик - полянку. Они пересчитывают палочки, их 10.

Затем воспитатель просит построить домик, флажок, лодочку, телевизор (каждому ребенку дается образец построения из палочек).

Молодцы, все справились с заданием.

Часть 3 –заключительная .

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Что мы сегодня узнали? Что делали?

Дети рассказывают. Им помогает вспомнить Буратино.

Вы все сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями.

Мы прощаемся с Буратино, но не прощаемся с городом «Удивительной математики», по которому нам предстоит совершить еще много интересных путешествий.

Статья

Оформление в портфолио профессиональной деятельности
воспитателя ДОУ конспектов совместной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий

Когда Вы пишете конспекты совместной образовательной деятельности, помните о некоторых примерных правилах их оформления:

Сначала мы пишем ЗАГОЛОВОК и выделяем его:

Совместная образовательная деятельность

«НАЗВАНИЕ»

для младшей (или средней, или…) группы детского сада

После названия обязательно пишем свои ФИО и название ДОУ.

1. ЦЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – формулируем коротко главную цель!

2. ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – помним, что должно быть 3 группы задач: образовательные (в том числе словарная работа), развивающие и воспитательные. Можно для этого пункта найти красивые фразы в любой примерной Программе в задачах для нужного возраста.

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. В конспекте на любую тему обязательно нужно перечислить инновационные (современные образовательные) технологии , которыми Вы пользовались. Они должны быть выделены при перечислении каждая своим цветом (в ВОРДе есть функция «заливка цветом») и таким же цветом они выделяются в самой презентации или в конспекте.

Какие современные образовательные технологии возможно использовать в детском саду?

Примерный список соременных образовательных технологий.

* Мнемотехника.

* ИКТ-технология (использование в ходе занятия презентации). В этом случае в ходе конспекта Вы должны указывать номера слайдов в той последовательности, как Вы их открываете. Презентация прилагается к конспекту, как приложение.

* ТРИЗ-технология (методы развития творческого воображения дошкольников)

* Проблемно - игровые технологии

Логические математические игры, в том числе: Игры Воскобовича , Блоки Дьенеша , (см. Учебно-методическое пособие - Коробова Т.В. " Система начальных игровых занятий с Блоками Дьенеша для детей

младшего дошкольного возраста" , Палочки Кюизенера

Проблемные ситуации

Логико-математические сюжетные игры

Творческие задачи

* Проектная деятельность .

* Сказкотерапия.

* Музейная педагогика.

* Логоритмика.

* Технология музыкального воздействия.

* Социоигровая технология (личностно-ориентированная технология).

* Исследовательская технология (см. Учебно-методическое пособие - Коробова Т.В. "Занимательные опыты с воздухом, водой, песком и статическим электричеством"

* Здоровьесберегающие технологии:

- Пальчиковая гимнастика , (см. Методическую разработку - Коробова Т.В. "Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников"

- Гимнастика для глаз , (см. Методическую разработку - Коробова Т.В. "Физминутки нам нужны, для детей они важны!"

- Релаксационные упражнения (элементы психогимнастики), (см. Методическую разработку - Коробова Т.В. "Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников"

4. ОБОРУДОВАНИЕ - внимательно перечитайте свой конспект и перечислите всё, что используете в ходе проведения совместной образовательной деятельности.

5. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - перечислите все виды деятельности, которые Вы проводили. чтобы подготовить детей к данной совместной образовательной деятельности. Это может быть чтение книг, разучивание стихов, рисование и т.д. на данную тематику. Данный пункт целиком зависит от Вашей фантазии.

6.. ХОД СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (не забывайте о выделении цветом современных образовательных технологий!).

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Цель математического развития дошкольников

    Всестороннее развитие личности ребенка.

    Подготовка к успешному обучению в школе.

    Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

    Формирование предпосылок математического мышления.

    Формирование сенсорных процессов и способностей.

    Расширение и обогащение словаря и совершенствование
    связанной речи.

    Формирование начальных форм учебной деятельности.

7 . Значение развития пространственных представлений у дошкольников:

    Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.

    Активизируется речь, увеличивается словарный запас.

    Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.

    Развивается логика, мышление, воображение.

    Формируются навыки ориентировки на улице.

    Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.

    Способствует развитию игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности.

    Развивает кругозор и др.

Юлия Демидова
Конспект беседы по познавательному развитию в старшей группе «Правила здоровья»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Чухломский детский сад «Родничок»

Чухломского муниципального района Костромской области

Конспект беседы по познавательному развитию в старшей группе по ФГОС .

Тема совместной деятельности : беседа по познавательному развитию «Правила здоровья »

Педагог : Демидова Юлия Николаевна.

Возрастная группа детей : старшая группа .

Цель : Развитие познавательной активности в образовательных областях «Здоровье » , «Безопасность» , «Физическая культура» , формирование основ ЗОЖ.

Психолого-педагогические задачи :

Обучающие задачи : формировать у детей представления о зависимости здоровья от выполнения элементарных правил сохранения собственного здоровья .

Развивающие задачи : Развивать интерес к познавательной деятельности .

Воспитательные задачи : Воспитывать желание и умения заботиться о своем организме. Закреплять правила личной гигиены и правила , сберегающие здоровье организма в повседневной жизни.

Предварительная работа : Рассматривание детских энциклопедий, беседы о здоровье , чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций на тему о ЗОЖ.

Технологии : здоровье сберегающие : физкультминутка, дыхательная гимнастика «Чудо – нос» , игровые : (д/и «Узнай на ощупь» , «Когда это бывает» , игра «Вредно – полезно» .

Методические приёмы : Дидактическая игра, художественное слово, ситуационные задачи, беседа , исследовательские действия, упражнения на дыхание, обращение к жизненному опыту детей.

Интегрируемые образовательные области : познание , коммуникация, здоровье , социализация.

Вид детской деятельности, лежащей в основе совместной деятельности :

игровая, двигательная, познавательная .

Форма работы с детьми : групповая

Ход деятельности:

1 часть - вводная : создание образовательной ситуации

Здравствуйте, ребята!

Скажите, а что мы желаем, когда говорим друг другу «здравствуйте» ?

Желаем здоровья .

Почему здоровье так важно для человека?

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Здоровье – это самое главное богатство, которое нужно беречь. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, каждый лучик - это правило , которое нужно выполнять.

Если правила выполняются , солнце светит ярко и у нас всё хорошо со здоровьем . Их очень важно знать!

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми. Давайте познакомимся с первым лучиком , а поможет нам игра.

2 часть – основная :

Д/И «Узнай на ощупь» .

Нужно на ощупь угадать предмет (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка) и рассказать, для чего он предназначен, как им пользоваться.

Каким общим словом можно назвать эти предметы?

Предметы личной гигиены.

Как вы думаете, для чего нам нужны эти предметы?

Чтобы быть чистыми.

Как называется первый лучик здоровья ?

Чистота.

Прикрепим лучик к солнышку.

Давайте познакомимся со вторым лучиком , а как он называется, вы догадаетесь, рассмотрев картинку.

Дети рассматривают иллюстрации про спорт, физкультуру

Чтоб здоровым быть , не простужаться,

Зарядкой надо заниматься.

Рассчитайтесь по порядку, выходите на зарядку.

Физкультминутка

Поднимаем руки выше, опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу, Пола ты потом коснись.

(Потянуть руки вверх, присесть, коснуться руками пола)

Выполняем три наклона, наклоняемся до пола (наклоны вперёд) .

А потом прогнёмся сразу глубоко назад три раза (наклоны назад) .

Выполним рывки руками- 1,2, 3, 4. 5.(рывки руками)

А теперь мы приседаем, чтоб сильней и крепче стать (приседания)

Вверх потянемся потом (потягивания руки вверх, вперёд, в стороны)

Руки шире разведём .

Мы размялись от души и на место поспешим (садятся на свои места) .

Здоровье в порядке ?

Спасибо зарядке.

Спорт прибавил нам здоровья ?

Как называется второй лучик здоровья ?

Физкультура, спорт.

(Прикрепим лучик к солнышку)

А сейчас послушайте загадку :

Ты без него не сможешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня.

Угадать ответ нам поможет эксперимент - глубоко-глубоко вдохните и закройте рот и нос ладошками.

Что вы почувствовали?

Почему не смогли долго быть без воздуха?

А для чего нам необходим воздух?

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты

Ребята, чтобы быть здоровыми , нам нужен чистый воздух и ещё нужно уметь правильно дышать .

Упражнение на дыхание.

(давайте вспомним, какое упражнение на дыхание мы знаем) .

Дыхательная гимнастика : упражнение «Чудо-нос» .

Глубоко и тихо,

Носиком дышу…

Выполню задание, задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим : глубже, шире.

Так как же называется третий лучик здоровья ?

Чистый воздух.

Где нужно бывать, чтобы дышать чистым воздухом?

В парке, в лесу.

(Прикрепим лучик к солнышку)

Ребята, а зачем человеку нужна еда? Как вы считаете?

Если бы вас мама попросила сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты? Давайте проверим и поиграем в игру «Вредно - полезно» .

В корзине лежат пакет с чипсами, яблоко, пакет молока, шоколад, апельсин, жевательная резинка, йогурт. Дети выбирают и достают из корзины полезные продукты : яблоко, морковь и т. д.

Давайте посмотрим, какие полезные продукты вы купили, никто у нас не ошибся? А какие продукты вредные?

Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

Так как же называется четвёртый лучик здоровья ?

Полезная еда.

Вывод : Важно есть полезную пищу, потому что она богата витаминами и сохраняет здоровье .

Прикрепим лучик к солнышку.

Ребята, послушайте весёлое стихотворение и догадайтесь, что ещё нам помогает сохранять здоровье .

У курицы нынче болит голова :

Вчера позвала её в гости сова,

Они прогуляли всю ночь напролёт,

А днём наша курица носом клюёт.

Что же случилось с курицей, почему она плохо себя чувствует?

Что мы должны соблюдать, чтобы всегда хорошо себя чувствовать, легко вставать, успевать выполнять все свои дела?

Д/и : Когда это бывает? (воспитатель показывает картинки с режимными моментами и спрашивает, в какое время суток это бывает).

Так как же называется пятый лучик здоровья ?

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Прикрепим лучик к солнышку.

3 часть – заключительная : Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Внимательно посмотрите друг на друга, почему у вас сверкают глаза? Почему у вас добрая улыбка? Почему вы все весело улыбаетесь? Какое у вас настроение? Хорошее настроение – вот имя последнего лучика.

Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, что вы теперь знаете, как сохранить своё здоровье .

Ребята, давайте вспомним, о каких правилах здоровья мы сегодня говорили ?

Я желаю, чтобы вы соблюдали правила здоровья , выросли не только умными, но и здоровыми .

Вы сегодня молодцы, все отлично занимались.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбомы о здоровье , поиграть в дидактические игры «Хорошие привычки» , «Что сначала, что потом» .

© 2024 bonterry.ru
Женский портал - Bonterry