Как быстро научиться красиво писать ручкой взрослым и детям? Как научить ребёнка писать красиво — советы и рекомендации Как помочь ребенку научиться красиво писать.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Если бы курица понимала человеческую речь, она бы сильно обиделась, услышав, что с её лапой сравнивают руку того, кто пишет некрасиво и неаккуратно. Но не стоит обижать или осуждать и ребёнка, который не умеет писать красиво.

Каллиграфия – это мастерство

Сами по себе, теоретически, может абсолютно любой человек, можно даже научить этому некоторых животных (обезьян, слонов). Однако писать красиво – умение совсем другого рода. Аккуратный почерк вырабатывается долго и упорно, а у некоторых (а в наше время – у большинства людей!) не вырабатывается вообще. « » в школе вообще уделяется слишком мало внимания, и с каждым годом всё меньше: это становится неактуальным, в отличие, например, от умения . Однако оценки за плохой продолжают снижать, что выглядит несправедливо.

Справиться с этой несправедливостью родители могут самостоятельно, занимаясь со своими детьми. Несмотря на то, что выработка красивого почерка – занятие сложное, добиться успеха вполне реально при надлежащем терпении.

Начните занятия как можно раньше

Многие специалисты говорят, что вырабатывать правильный почерк у детей нужно как можно раньше – желательно даже с трёхлетнего возраста. Однако другие возражают, напоминая, что рука малыша в этом возрасте ещё физиологически не подготовлена к письму; к тому же правила написания букв знакомы не всем родителям, да и стандарты по этой части меняются: так, в середине 90-х в школьных прописях появились новые образцы, более упрощённые, чем классический письменный шрифт. Многие учителя в то время не приняли новшеств и продолжали обучать детей по прежнему стандарту.

Однако именно с трёх лет необходимо тренировать руку ребёнка, подготавливая её к письму. И для этого не нужно его учить писать буквы. Необходимо научить его рисовать простые фигуры: круги, линии, треугольники, петельки и др. Пусть рисует всё, что угодно, это тренирует не только моторику рук и пальцев, но и развивает фантазию, образное мышление, знакомит с фигурами, формами и цветами. В более позднем возрасте можно приступать и к написанию букв.

Рукоделие

Тренировка – один из самых важных факторов при обучении письму. Способов развивать руку великое множество, и здесь можно привести только некоторые:

  • ­ завязывание шнурков, застёгивание пуговиц; двигать пальцами в этих занятиях нужно ловко и аккуратно;
  • раскрашивание и занятия штрихованием;
  • рисование различными способами – как традиционными (карандашами, красками, фломастерами, ручкой), так и нетрадиционными (на гречке, муке и др.);
  • складывание оригами, собирание пазлов, конструкторов, мозаика, лепка из пластилина;
  • бисероплетение, вышивание, вязание, вырезание ножницами деталей и изготовление аппликаций;
  • игра на гитаре и других подобных музыкальных инструментах.

Замечено, что у детей (да и взрослых), увлекающихся этими видами деятельности, почерк становится значительно лучше. Эти увлечения также сказываются на интеллектуальном развитии детей – они становятся умнее, сообразительнее, в будущем им легче освоить профессиональные навыки.

Высокая интеллектуальность населения характерна для стран Юго-Восточной Азии, в которых пишут иероглифами. Освоить их написание – задача достаточно сложная, требующая не только терпения и памяти, но и сообразительности. В прежнее время популярной была и каллиграфия в качестве отдельного искусства. В наше время каллиграфия – выписывание иероглифов — не пользуется популярностью в Японии, Китае и Корее, однако по-прежнему востребована во Вьетнаме, несмотря на то, что вьетнамский язык уже давным-давно использует латиницу: в быту вьетнамцы увлекаются красивым и живописным выписыванием иероглифов и посещают специальные курсы.

Как сидеть и что держать в руках

Для выработки красивого почерка немаловажно придерживаться определённых правил. Это касается осанки и расположения письменных принадлежностей.

  • Спина при посадке должна быть прямая, локти должны лежать на столе.
  • Подходящей должна быть высота письменного стола.
  • Тетрадь обязательно должна быть наклонена под углом 25 градусов к краю стола; это правило, к сожалению, сегодня практически не соблюдается, даже в школах столешницы парт горизонтальные, однако в советское время школьные парты производились наклонными. Старшее поколение помнит и парты, сопряжённые со скамьёй: в них строго выдержаны и наклон столешницы, и расстояние от парты до ученика.

Свои правила существуют для ручек и карандашей. Желательно, чтобы они были трёхгранными, поскольку такая форма удобнее. Сейчас производятся и ручки со специальными углублениями под пальцы.

Кстати, относительно шариковых и перьевых ручек споры продолжаются до сих пор. Кто-то заметил, что после внедрения шариковых ручек и отказа от перьевых у учеников массово начал ухудшаться почерк. Дело в том, что перьевой ручкой писать трудно, необходимо старательно выводить каждый элемент и почаще макать в чернильницу, из-за чего почерк формируется особенно тщательно; в то же время шариковые и гелевые авторучки с их быстрым и постоянным написанием освобождают пишущего от необходимости старательно выводить буквы. Так или иначе, но в некоторых европейских странах школьники и сегодня, в начале XXI столетия, могут пользоваться только перьевыми ручками.

Необходимо следить и за тем, как ребёнок держит ручку в руках. Она должна лежать на передней фаланге среднего пальца и придерживаться большим и указательным. Наклон руки и ручки тоже должен быть правильным: переучиваться в позднем возрасте будет трудно. Как правило, у правши ручка должна быть наклонена в сторону письма, а у левши – в противоположную сторону.

Некоторые родители до сих пор считают, что левшей обязательно нужно переучивать. Для чего – адекватного ответа они дать не могут: причиной тому либо суеверия, либо смутное осознание того, что писать левой рукой «неправильно». На самом деле переучивание – грубая ошибка. Ребёнок должен писать той рукой, которой ему удобно. Никакой разницы в мышлении между «левшами» и «правшами» не существует.

Для выработки почерка следует запастись школьными тетрадями в узкую косую линейку, а также прописями – с пунктирными линиями и без них.

Не следует спешить

Поспешишь – людей насмешишь. В том числе и почерком. Никогда нельзя торопить ребёнка, севшего заниматься письмом или рисованием. Правильные движения пальцами он первое время будет выполнять очень медленно, ведь необходимые автоматизмы ещё не сформировались. Ребёнок сам почувствует, когда ему можно увеличить скорость письма. А если вы будете его торопить, то занятия пользы не принесут и его почерк так и останется неаккуратным.

Заниматься следует ежедневно, хотя бы по 15 – 30 минут в день. В перерывах между занятиями ребёнок должен отдыхать, чтобы рука и глаза не переутомлялись. Наконец, не стоит заставлять его заниматься, если он сам не хочет: занятия через силу будут неэффективными, вы только зря потратите время и нервы. Вообще заниматься каллиграфией, как и другими делами, требующими терпеливой и монотонной работы, следует в спокойном и уравновешенном состоянии, когда ничего не мешает углубиться в процесс и сосредоточиться на исправлении мелких недостатков.

Зачем нам красивый почерк?

Каждый человек обладает индивидуальным почерком, который вырабатывается на протяжении долгих лет. В начальных классах школьники учатся писать, осваивая каллиграфию для детей, а затем долго шлифуют этот навык, занимаясь написанием диктантов, сочинений и изложений. Однако красивый, разборчивый почерк у взрослого человека – это довольно редкое явление.

Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.

Впрочем, в наш современный век компьютерных технологий, утверждение о необходимости научить ребёнка писать красиво, является довольно спорным: гораздо больше ценится умение быстро печатать. Однако, ответьте себе на вопрос: хотите ли Вы, чтобы Вашему ребёнку снижали оценки в школе из-за плохо читаемого почерка? Уверена, что нет.

Что же делать, если Вы наблюдаете в тетрадке своего школьника жуткие каракули, буквы «пляшут» в разные стороны и выглядят, мягко говоря, не аккуратно? Плохой почерк можно попытаться исправить, занимаясь с ребёнком самостоятельно. Научить ребёнка писать красиво - задача вполне решаемая, главное - заниматься регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Кто-то считает, что дополнительные занятия каллиграфией перегружают ребёнка. Я же думаю, что умение писать красиво и аккуратно никогда не будет лишним. К тому же занятия письмом хорошо развивают мелкую моторику (ловкость пальчиков ребёнка), а это помогает в интеллектуальном развитии.

Сразу скажу, что научить ребёнка писать красиво - задача куда более сложная, чем просто научить его писать буквы и слова. Выработка красивого почерка потребует от школьника настойчивого труда, ежедневных занятий, пока нужный навык не закрепится.

Как поставить почерк ребенку?

Начнем с того, что обучение не должно начинаться слишком рано. Родители, которые так гордятся успехами в чистописании своего 4-5-летнего ребенка, часто потом хватаются за голову: пойдя в школу, малыш начинает писать, «как курица лапой», быстро устает, не старается. Причиной тому служит неподготовленность руки ребенка к письму в столь раннем возрасте. Всё-таки не зря раньше дети шли в школу в 7 лет и только в первом классе изучали письмо. Для того чтобы учиться каллиграфии, у ребенка должна быть достаточно развита мелкая моторика. Заниматься этим нужно, начиная с самого раннего возраста. Тренировка мелкой моторики – это любые упражнения, в которых задействуются пальцы рук: рисование, лепка, аппликации, пальчиковые игры и т.п.

Когда ребенок открывает первые прописи, родителям следует быть особо внимательными. Это – ключевой момент формирования навыка красиво писать. Если его упустить, исправить почерк у ребенка будет гораздо сложнее, ведь, как правило, привычки в детском возрасте формируются очень быстро.

Итак, обратите внимание на следующие моменты:

    Посадка ребенка за партой должна соответствовать нормам (спина ровная, обе руки лежат на поверхности стола, голова чуть наклонена).

    Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку. Если инструмент письма находится в неправильном положении, рука быстро устает, буквы получаются неровными, и у ребенка постепенно формируется плохой почерк.

Чтобы научить ребёнка писать красиво, приобретите для занятий всё необходимое.

    Вам понадобятся:
    - мягкий простой карандаш (лучше трехгранный);
    - удобная шариковая, а лучше гелевая ручка;
    - прописи для письма - 2 вида: прописи с буквами и словами, написанными пунктирными точками (или бледным серым цветом), и прописи, где после каждой напечатанной буквы (слова) есть пробел для написания её (его) от руки;
    - тетрадь в узкую косую линейку.

    Научите ребёнка правильно держать ручку и карандаш.

Ручку надо покупать наиболее удобную. Сейчас есть специальные, на которых сделаны углубления под пальцы. Такая ручка очень помогает на начальном этапе, чтобы ребёнок научился правильно её держать.

На то, как ребёнок держит ручку, необходимо обратить особое внимание. Если он привыкнет держать её неправильно, потом переучить его и научить ребёнка писать красиво будет намного сложнее.

Карандаш или ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. При этом большой палец должен находиться выше указательного. Следите за тем, чтобы кончик ручки был направлен на плечо.

    Если у малыша возникают трудности, не ругайте его за это, не повышайте голос и не наказывайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям в период обучения. Ваша задача – помочь преодолеть трудности, а достичь этого можно только внимательным отношением и дельными советами.

    Когда ребенок рисует палочки и кружочки, а затем приступает к первым буквам, будьте рядом и контролируйте процесс. В дальнейшем также не пускайте обучение на самотек: всегда проверяйте домашнее задание у своего первоклассника, поскольку ребенку еще сложно писать одновременно и красиво, и грамотно, и в его письменной речи могут встречаться ошибки.

    Постоянно тренируйте умение ребёнка ловко орудовать пальцами.

Вы не сможете научить ребёнка писать красиво, если он не умеет завязывать шнурки или застёгивать пуговицы.

Мелкую моторику развивают следующие занятия:
- вырезание ножницами деталей разных размеров и изготовление из них аппликаций;
- оригами;
- раскрашивание и упражнения на штрихование;
- рисование в любом виде - кисточкой, мелом, карандашами;
- рисование на гречке;
- игры с мелкими деталями - пазлы, мозаика, конструктор;
- шнуровка, плетение косичек, вышивание, вязание, бисероплетение;
- лепка из пластилина.

Этапы обучения красивому письму

1. Первый этап - обводка.

Используйте специальные прописи с буквами и словами, написанными пунктирными точками. Кроме букв в таких прописях есть также различные палочки, волнистые линии, геометрические фигуры, узоры и даже картинки. С них-то и следует начать обучение красивому письму.

Когда ребёнок уже хорошо рисует линии, овалы, закругления и т.д., можно переходить к написанию букв, цифр и слов. Обводя их, ребёнок тренирует свои пальчики и учится писать буквы и их соединения правильно.

Занятия по таким прописям нравится детям. Они с удовольствием наблюдают за тем, как точки превращаются в красивые буквы. Пройдёт немного времени, и ребёнок сумеет писать красиво уже без помощи пунктирных линий.

На этом этапе можно добавить графические диктанты, когда ребёнок по команде обводит линии в тетради в клеточку: 2 клетки влево, две вверх. т.д. и т.п.

2. Второй этап - отработка написания букв, слогов и слов по образцу.

Используйте прописи, в которых перед пробелом для написания буквы от руки есть буква шаблонная (образец). При этом у ребёнка перед глазами всегда будет правильная красивая буква. Дело в том, что выводя букву, ребёнок смотрит на предыдущую, а если он её написал недостаточно хорошо, то он её и скопирует.

Возьмите за правило - переходить к освоению новой буквы только после того, как ребёнок научился писать красиво предыдущую. Не так важно, сколько времени на это уйдет - полчаса или более недели. Также необходимо сначала научить ребёнка писать красиво буквы, и только затем переходить к слогам и словам.

3. Третий этап - переписывание целых фраз и текстов, используя прописи первого и второго вида. Эти упражнения помогут подойти к самостоятельному переписыванию.

4. Следующий этап - закрепление навыков письма: пусть ребёнок ежедневно пишет несколько строк из любого рассказа, стихотворения или песенки. Разумеется, писать он их должен красиво и аккуратно. Для этого купите ему тетрадь в частую косую линейку, которая очень облегчит написание букв, служа им дополнительной «опорой».

Этот этап занятий - самый трудный, ведь перед глазами больше нет идеального образца, на который можно равняться.

Коррекция почерка у детей

Исправление почерка у детей является гораздо более сложным, чем первоначальное обучение письму. Но улучшить почерк ребенку можно, и это следует начинать делать, как только он начитает ухудшаться. При коррекции почерка важным моментом является терпение, как у детей, так и у родителей.

Прежде, чем приступить к исправлению почерка, убедите ребёнка в необходимости такой работы. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка заниматься каллиграфическим письмом, если он этого не хочет. Результата такие занятия не принесут. Лучше подумайте, чем можно простимулировать его желание писать красивее!

Начиная занятия, настройтесь на то, что не всё будет получаться с первого раза. Поэтому не ругайте и не наказывайте ребёнка за неудачи. Нельзя также сравнивать его достижения с достижениями других детей. Это может полностью отбить охоту к обучению, а без этого научить ребёнка писать красиво невозможно.

Наоборот, хвалите за усердие и за те успехи, которых он добился за какой-то промежуток времени. Сохраняйте все его работы, возвращайтесь к ним, сравнивайте результаты. Тогда у ребёнка будет стимул развиваться.

Не забывайте, что ребёнок должен обязательно отдыхать между учёбой в школе, выполнением домашнего задания и тренировками письма. Желательно, чтобы это были активные игры или прогулка на свежем воздухе. Ведь если ребёнок будет сильно уставать, у него пропадёт всякое желание учиться.

Чтобы было проще научить ребёнка писать красиво, разбейте процесс обучения на несколько этапов.

    Метод «кальки». Купите бумагу-кальку и предложите ребенку, положив ее сверху прописи, обводить буквы. Это дает хороший эффект: вырабатывается навык воспринимать и затем воспроизводить буквы правильно. Каждую букву нужно «отрабатывать» достаточно долго, пока навык не станет автоматическим.

    Не покупайте обычные прописи, а распечатывайте их из интернета. В стандартных тетрадка-прописях на каждую букву дано четко ограниченное количество строчек, тогда как вашему ребенку может понадобиться гораздо больше. Пусть ребенок пишет строчку за строчкой, лист за листом, пока рука не «запомнит» движение.

    Когда все прописи пройдены, следует закрепить навыки с помощью написания диктантов.

На то, чтобы научить ребенка красиво писать, может уйти не один месяц и даже год, но оно того стоит. Ведь красивый, аккуратный почерк – лицо каждого школьника!

Любой родитель желает как можно лучше подготовить своего малыша к школе. Поэтому еще до поступления ребенка в первый класс, взрослые начинают обучать кроху азам математики, чтения и письма.

И, если с первыми двумя пунктами подготовки к школе все понятно, то с письмом возникают определенные сложности. В частности, ни один педагог не порекомендует заниматься с ребенком начертанием письменных букв самостоятельно.

В процессе обучения важно все: посадка, освещение, последовательность изучения прописных букв, правильный захват ручки, объяснения педагога. Немаловажную роль играет систематичность занятий каллиграфией. Кроме того, дети, рано овладевшие письмом, часто используют его ситуационно — подписать рисунок, открытку, оставить записку. И далеко не всегда в этом случае соблюдаются все правила письма.

«Но, что же, — удивятся родители, — неужели нельзя заранее позаботиться о том, чтобы кроха дальнейшем красиво, быстро и грамотно писал?» Можно и даже нужно! Правда начать придется с малого.

Младшие дошкольники: подготовка к письму начинается с игр

В принципе, малыш начинается готовиться к письму уже в возрасте 3-5 лет. При этом родители, играя с крохой, часто даже не подозревают об этом.

Чтобы заметить, что подготовка к письму началась, необходимо подумать: «А, что именно необходимо для того, чтобы ребенок грамотно, без ошибок и аккуратно писал?». Если разобраться в этом подробно окажется, что непосредственно сам навык играет далеко не ведущую роль. При письме требуется:

  • внимание;
  • зрительное восприятие и память;
  • хорошее владение крупной и, главное, мелкой моторикой.

Играя с малышом в исключения, собирая мозаики, шнуруя, делая аппликации, занимаясь лепкой из пластилина, теста и иных подручных материалов вы уже готовите его к письму.

Очень полезны с точки зрения подготовки руки разнообразные виды рисования: красками, карандашами, фломастерами, пальчиками по бумаге, соли и разнообразной крупе.

Естественно все это игровые задания, но малышу такого возраста большего и не надо. Самое главное побуждать его больше работать пальчиками и головой. Чем больше и разнообразнее вы играете — тем лучше.

Учимся сразу делать правильно

Одним из ключевых моментов при обучении малыша письму является формирование навыка правильного захвата ручки или карандаша. Обучать этому кроху необходимо как можно раньше. Уже на стадии первых «каракулей» предлагайте ему правильно держать карандаш.

Захват производиться на расстоянии около 1,5 сантиметров от грифеля. Карандаш при этом лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным сверху. Обратите внимание — пальцы не должны находиться на одной линии. Вперед выступает средний палец, затем указательный, а большой находится на наибольшем расстоянии от грифеля.

Целесообразно приобретать специальные трехгранные карандаши, ручки и фломастеры. Их крайне сложно держать неверно. Есть так же специальные насадки на карандаши в форме зверюшек для формирования правильного захвата.

Когда ребенок займется первыми упражнениями по подготовке к письму, важно будет следить за его посадкой: прямая спина, обе руки опираются на стол, локти слегка выступают за его край. Не следует допускать наклонов в стороны, малыш не должен опираться грудью на стол. Ноги располагаются на твердой опоре и образуют прямой угол в коленном суставе.

Целесообразно оборудовать место для занятий малыша хорошим письменным столом и стулом с регулируемой высотой ножек. Такие предметы интерьера прослужат долго.

Подготовка к письму старшего дошкольника

В возрасте 5-6 лет малыш готов приступить к более серьезным занятиям. Если ребенок уже знаком с буквами самое время начать их «рисовать». Показывайте крохе, как правильно «нарисовать» букву, предлагайте ему складывать из букв слова. Пишите друг другу письма и записки. Хвалите малыша за красиво нарисованную букву.

Рисуйте с крохой простые элементы:

  • палочки;
  • кружочки;
  • крючки;
  • крестики.

Сначала ребенок будет именно рисовать. Поэтому для первых занятий лучше всего подойдет небольшой альбом вовсе без клеток или линейки. Начинайте с большого листа, на котором кроха сможет разместить элементы любого размера и в любом количестве.

Когда заметите, что линии стали ровнее и необходимости в гигантском размере уже нет — предлагайте крохе писать буквы и элементы уже на половине листа, затем — на четверти.

Когда ребенок справиться и с подобным заданием, заведите тетрадь для дошкольников с крупной клеткой. Оформите ее красиво и оригинально, чтобы занятие не превращалось в скучную рутину. Работая с тетрадью, малышу уже поневоле придется соблюдать один и тот же масштаб при написании элементов.

Привычные прописи дошкольнику ни к чему. Но если ребенок выказывает желание писать буквы, у него наблюдается значительная усидчивость и он сам заинтересован в красивом и четком начертании печатных букв, можно найти пропись для дошкольников. В них предлагается обводить, а затем и самостоятельно рисовать печатные буквы. Что показательно — прописи для дошкольника также в клетку. С линейкой он познакомиться позже.

Стоит приобрести и специальные рабочие тетради для дошкольников соответствующего возраста. Помимо наскучивших крючков и букв в них вы найдете массу интересных заданий по подготовке руки к письму — что-то обвести, заштриховать, соединить линии и многое другое.

Уделяйте письму 10-15 минут каждый день. Вероятно, в отдельные дни родителям придется проявлять значительную долю изобретательности, чтобы ребенок захотел «поиграть» в рисование крючков и букв.

Хорошо, если распечатки с раскрасками, требующими штриховки, рисунки которые нужно обводить и иные полезные и интересные задания всегда будут доступны малышу — вполне возможно, что в течение дня он сам захочет поиграть с ними.

Как помочь школьнику красиво и грамотно писать?

Наконец малыш поступил в первый класс. Теперь занятия письмом будут серьезнее и потребуют большей усидчивости. Причем, увы, домашние задания не заменят индивидуальные.

Современная программа построена таким образом, что времени, отведенного на чистописание очень мало, а заданий в современной прописи недостаточно, чтобы выработать навык красивого письма. Поэтому родителям придется заниматься самостоятельно параллельно с работой учителя.

Приобретите дополнительную пропись

Для упражнений не потребуется «изобретать велосипед» достаточно скопировать обычную школьную пропись в нескольких экземплярах и, вместо заданных 2-3 строчек ежедневно писать 5-6.

Можно подобать и другое пособие. Рынок предлагает самые разнообразные варианты исполнения прописей, исходя из пожелания родителей и потребностей ребенка. Например, хорошо, если буква написана не один-два раза в начале строки, а повторяется на ней несколько раз. При работе с такой прописью крохе будет проще копировать образец, поскольку он всегда будет находиться в его поле зрения.

Формированию правильного наклона на начальном этапе помогут прописи с учащенной косой линейкой. Линии в них находятся на расстоянии всего 5 мм друг от друга, образуя своеобразные «наклонные клетки». Для детей, которым сложно соблюдать правильный наклон такая дополнительная пропись станет просто «палочкой выручалочкой».

Не забудьте показать выбранное пособие учителю. Возможно, он порекомендует другую пропись лучше соответствующую требованиям программы.

Не спешите

Пишите с малышом только те буквы, начертание которых он уже прошел в классе. И не переживайте, что со временем начнете «отставать» от программы. Уроки уроками, но навык начертания каждой буквы необходимо будет закреплять. Пусть к концу первого полугодия кроха научится красиво писать только половину пройденных букв — это уже очень хорошо.

Занимайтесь регулярно

Не забывайте, что занятия должны быть регулярными и ежедневными. Не «жалейте» ребенка, позволяя ему не садиться за пропись на каникулах. 15-20 минут в день вряд ли испортят ему весь отдых.

Когда все буквы будут освоены, переходите к написанию слогов, затем слов и, наконец, предложений. Для этих целей также есть специальные прописи.

Как научить писать грамотно?

Это еще один вопрос, которым задаются родители многих первоклассников. Начнем с того, что абсолютно любой ребенок в первом классе будет допускать ошибки. Да, даже при списывании с книги. И виной тому даже не незнание правил, а просто большая нагрузка на мозг малыша во время письма.

Сейчас ребенку приходится следить за тем, насколько красиво он пишет буквы, правильно выполняет соединения, соблюдает наклон. Эти навыки еще не автоматизированы. Соответственно, в любой момент концентрация внимания на правильном написании слова может быть снижена. Не ругайте ребенка, просто терпеливо занимайтесь с ним.

Тренировка грамотности должна проходить параллельно с занятиями каллиграфией. Когда малыш перейдет к написанию фраз и предложений, предлагайте ему разнообразные задания по списыванию. А на этапе работы с небольшими текстами ежедневно давайте ребенку списать из книги несколько строчек.

Проговаривайте слова

Чтобы избежать досадных ошибок, сразу же учите ребенка проговаривать слово, которое он собирается написать. Кстати, интересную методику проговаривания для повышения грамотности учащихся предложил еще Д.И. Тихомиров в конце 19 века. Он считал, что для правильного написания слова его необходимо произнести в полном соответствии я написанием: «еГо», «Что», «белоГо».

Практикуя данный подход с выделением сложных мест в словах, вы поможете ребенку в дальнейшем автоматически обращать на них внимание. Кроме того, это может превратить скучные занятия в довольно увлекательную игру с «коверканием» слов.

Тренируйте внимание

Большинство ошибок допускается от недостатка внимания. Регулярно во время занятий чтением и письмом предлагайте малышу небольшую игру: найти в тексте все буквы «А» или «Е», сочетания букв по пройденному правилу. Предлагайте малышу задания, в которых необходимо вставить пропущенную букву.

Когда нужен специалист?

В некоторых случаях справится с неграмотным написанием слов без вмешательства логопеда или детского психолога не удается. Около 50% современных первоклассников и примерно 35% учеников средней школы страдают дисграфией. Распознать ее можно по специфическим ошибкам, допускаемым ребенком:

  • Малыш делает ошибки даже в гласных под ударением и хорошо слышимых согласных.
  • Не распознает парные согласные («б-п», «к-г», «д-т»).
  • Пропускает, повторяет или переставляет буквы, и даже целые слоги местами.
  • Не видит различий в графически схожих элементах («р-ь», «э-з» и тд.).
  • Не отмечает конец предложения точкой, а начало фразы регулярно пишет с маленькой буквы.
  • Не дописывает окончания слов.
  • Некоторые буквы и цифры пишет в зеркальном отображении.

Если хотя бы одна из перечисленных выше ошибок встречается в работах ребенка с завидной регулярностью — стоит проконсультироваться с учителем и логопедом. Чем раньше будет начата работа по коррекции письменной речи, тем лучше. Конечно, это потребует определенных усилий, как со стороны родителей, так и ребенка, но прогноз в 90% случаев крайне благоприятный.

Помните, что и красивый почерк, и грамотное написание — тренируемые навыки. Однако важно, чтобы процесс обучения не стал для малыша наказанием. Не ругайте его за некрасиво написанную букву или неправильное слово. Наоборот — чаще хвалите, обращайте его внимание на те элементы, которые у него получились хорошо, ободряйте и выражайте свою уверенность в том, что скоро все буквы будут у крохи такими же красивыми. Правильная мотивация, одобрение и поддержка — необходимая основа для успешной учебы.

Почерк каждого человека, как и отпечаток пальца, уникален. Все, что вам нужно, это немного подкорректировать вашу манеру письма, и ваш почерк станет красивым и интересным. Чтобы почерк можно было назвать прекрасным, он должен быть изящным, элегантным, выразительным и привлекательным.

Шаги

Часть 1

Понимание основ
  1. Взгляните на свой почерк. Найдите пример своего почерка - это может быть список покупок или написанная вами история. Вам нужно будет проанализировать его на свойственные вам особенности. Это поможет вам сконцентрироваться на улучшении и украшении слов. Вам нужно понять, пишите ли вы свободной, расслабленной, мягкой или же сжатой и твердой рукой.

    • Определите, какие буквы вы украшаете не задумываясь. Какие из них имеют завитки и росчерки?
    • Взгляните на интервалы между буквами. Они повсюду на странице или распределены более равномерно?
    • Посмотрите на штрихи от ручки или карандаша, который вы используете. Вам нужно научиться сочетать тонкие и толстые штрихи в письме.
  2. Определите, какие мышцы у вас задействованы при письме. Свободный, мягкий почерк определяется мышцами, используемыми при письме. Нужно задействовать не только кисть и пальцы. Красивый почерк требует работы всей руки и даже плеча.

    • Чтобы это определить, напишите абзац обычным почерком. Обратите внимание на задействованные мышцы. Это поможет вам понять, напрягаете ли вы только кисть или всю руку при свободной, мягкой манере письма.
    • Ваши пальцы выполняют роль проводника по странице; но они не должны выполнять всю работу, иначе ваш почерк будет сжатым и тесным.
    • Вам нужно научиться двигать всей рукой и плечом, а не запястьем и пальцами.
  3. Выберите себе пишущие принадлежности. Вам необходимо найти для себя подходящую ручку и бумагу для письма. Все люди разные, но существуют общие понятия, с какими письменными принадлежностями проще выработать красивый почерк. Например, ручка, как правило, лучше карандаша, потому что с ней получаются более ровные линии.

    • Качественная бумага (обычно дороже обычной), а не компьютерная, позволит улучшить ваш почерк, так как вы не столкнетесь с кляксами, каплями и протекшими чернилами. Такую бумагу можно приобрести в канцелярских магазинах.
    • Записные книжки Молескин (итал. Moleskine) хорошо подходят для практики красивого почерка, потому что их бумага помогает сделать письмо более ровным.
    • Люди часто используют перьевые ручки вместо дешевых шариковых, так как качественные письменные принадлежности имеют лучшую подачу чернил. Кроме того, вы можете использовать что-нибудь вроде каллиграфического маркера, который позволит выводить буквы разной длины и ширины благодаря плоскому кончику. Чернила в таких письменных принадлежностях, как правило, более качественные.
  4. Не спешите. Быстрый почерк обычно характеризуется неровными и мелкими символами, вдавленными в бумагу. Пишите неторопливо и изящно, оставляя медленные, ясные линии. Так у вас будут получаться более мягкие штрихи и более целостные линии и завитки. При этом не напрягайте руку и не нажимайте слишком сильно.

    • Пишите так, будто вы пишете по воде.
  5. Тренируйтесь. Здесь как и во всем - для красивого письма требуется практика. Пишите максимально часто, обращая внимание на то, как вы это делаете и какие мышцы напрягаете.

    • Тренируйтесь писать на разлинованной бумаге, чтобы научиться чувствовать интервалы. Интервалы между буквами и словами (они должны быть довольно равномерными) очень важны для красивого письма.
    • Постоянно рисуйте. Рисуйте на полях записной книжки, пока ждете автобус или разговариваете по телефону. Это поможет вам расслабиться и приучиться к красивому письму.

    Часть 2

    Прописные буквы
    1. Начните с алфавита. Возьмите старую тетрадь для прописи, по которой вы занимались еще в начальной школе, и начните тренироваться выводить каждую букву алфавита. Только помните, что все почерки разные, поэтому ваш почерк прописными буквами будет уникальным и наверняка привлекательным.

      • Необходимо, чтобы интервалы между буквами и словами были равномерными. Для этого потренируйтесь на разлинованной бумаге, чтобы буквально научиться чувствовать интервалы.
      • Можно найти много бесплатных тетрадей и учебников для практики письма прописью в интернете или местной библиотеке.
    2. Держите руку правильно. Самый лучший способ писать прописью - это поместить ручку между указательным и среднем пальцами так, чтобы кончики пальцев и большой палец находились рядом с концом ручки или карандаша.

      • Эта позиция поможет облегчить боль в предплечье, запястье и большом пальце.
    3. Научитесь соединительным линиям. Пропись - по сути, это соединения между буквами; она используется при быстром письме. По факту слово «курсив» (cursive - пропись) происходит от латинского cursiva littera , что означает «беглый почерк». Помните об этом, когда делаете соединения между буквами.

      • Соединения - это «воздух» между буквами, когда вы отрываете ручку при обычном письме.
      • Обязательно закрывайте пробелы в верхней части букв. Когда они не закрыты, трудно определить, какая это буква: «а» или «и».

    Часть 3

    Каллиграфический почерк
    1. Убедитесь, что вы правильно сидите. Это значит, что ваши ноги должны твердо стоять на полу, спина должна быть прямой, и вам в общем и целом должно быть комфортно. Ручку при этом тоже нужно держать правильно.

      • Ручка должна находиться между первыми двумя костяшками пальцев, охваченная большим и указательным пальцами. Она должна опираться на средний палец.
      • Для правильной позиции ручки удостоверьтесь, что держите ее под углом в 45 градусов. Чтобы это проверить, нарисуйте прямой угол (90 градусов) карандашом. Затем, из угла плавно двигайтесь вверх, деля угол пополам; должна получиться тонкая линия.
    2. Выберите правильные письменные принадлежности. Важно убедиться, чтобы линии на письме выглядели так, как нужно. Для этого необходимо подобрать письменные принадлежности, которые подходят именно вам.

      • Письменные принадлежности, которые подходят для каллиграфии, - это маркеры, автоматические ручки, перьевые ручки с металлическим или птичьим пером.
      • Вам также понадобится бумага, которая не пропускает чернила. Однако можно попрактиковаться и на обычном тетрадном листе. Проверьте содержание хлопка в бумаге - чем больше хлопка, тем жестче будут линии. Конечно, всегда можно купить специализированную бумагу, а если у вас уже есть набор для каллиграфии, то она уже должна быть включена в него.
      • Что касается чернил, лучше не выбирать индийские, так как лак, содержащийся в них, забивается в кончик ручки и засоряет ее. Лучше всего покупать водорастворимые чернила.
    3. Правильно положите бумагу. Вы должны понимать направление линий, чтобы ваше письмо имело единообразный внешний вид. Вам нужно определить высоту пера - она может быть любой. Шрифт «Italic» в XV веке имел высоту 5 кегль, его мы и будем использовать в качестве примера для правильных линий.

      • Базовая линия - линия, на которой лежат самые нижние точки букв строки.
      • Верхняя линия - линия над базовой строкой, которая меняет свою высоту в зависимости от высоты букв (в этом случае, высота буквы - 5 кегль).
      • Восходящая линия - линия, которой касаются все восходящие буквы. Ее высота должна равняться 5-ти кеглям (или выбранному вами параметру). Восходящие буквы: строчные «б» или «в».
      • Нисходящая линия - линия, которой касаются все нисходящие буквы, такие как «д» или «з». Ее высота должна равняться 5-ти кеглям (от базовой линии).

Многие родители младших школьников сталкиваются с тем, что ребенку трудно быстро и красиво выводить буквы, цифры. Это приводит к тому, что почерк ребенка становится неаккуратным и трудно читаемым даже для самого малыша. А это ведет к регулярным ошибкам. И перед родителями встает вполне резонный вопрос, как научить ребенка красиво писать. Детский несформировавшийся почерк, дрожащий и неровный, который у взрослого назвали бы "корявым", требует постоянной тренировки. Научиться ровно и аккуратной писать - достаточно сложная задача даже для младших школьников, уже работающих с текстами, не говоря уже о ребятах помладше. Обучение для них, конечно же, должно вестись в игровой формы - и хотя буквы требуют определенной усидчивости, лучше превратить все уроки каллиграфии в своеобразную игру, к которой подключатся и родители.

Становление детского почерка

В детстве малыши еще не умеют обращаться с ручкой или карандашом, держат их неуверенно и зачастую неправильно, из-за чего линии выходят кривыми, а буквы - неровными. Страдают так же и пропорции - зачастую у младших школьников в тетрадях слова оказываются разного размера, нарушают установленные границы строчек и полей и выглядят весьма неопрятно.

Началом занятий по "воспитанию" почерка являются два основных момента, которые прежде всего нужно объяснить ребенку:

  1. малыш должен научиться правильно держать ручку и карандаш: при этом важно помнить, что идеальный и действительно правильный вариант для ребенка должен быть удобным - нельзя разрешать писать, зажав ручку в кулаке, располагать пальцы произвольным способом, а нужно требовать привильное положения пальцев на ней (как на первом фото) - это положение позволит в дальнейшем увеличить скорость письма;
  2. пропорции и размеры, которыми должны отличаться буквы, также стоит объяснить заранее: обучение этому можно проводить на основе рисования, разбираясь с тем, что любые фигуры могут быть разных и одинаковых размеров.

Работа с геометрическими фигурами

Избавиться от неровности линий и неуверенности движений можно с помощью простого рисования. Для этого даже не обязательно требовать от малыша каких-то сложных картин, достаточно лишь простой работы с геометрическими фигурами. Так, например, ребенок может сначала обводить, а потом и пытаться рисовать самостоятельно круги, квадраты и разные треугольники. Чтобы подобные занятия не казались скучными, можно складывать из геометрических фигур разные рисунки или же просить ребенка придумать какие-то композиции из них - снеговика из кругов, домик из квадрата и треугольника, новогоднюю елку из треугольников с круглыми шарами-украшениями.

Именно при работе с правильными геометрическими фигурами ребенок научится держать ровную линию и даже соблюдать установленные пропорции (например, рисовать одинакового размера треугольники). Подобное упражнение будет полезно как для еще совсем маленьких ребят, так и уже для младших школьников, для которых важна постоянная тренировка почерка.

Стандартные прописи

Обычно обучение письму начинается со стандартных детских прописей, которые нельзя игнорировать. Именно они являются основой детской каллиграфии, позволяют познакомиться с буквами и возможностями их написания, а также объясняют особенности написания разных букв и целых слов.

Обычно прописи покупают только для младших школьников, но существует достаточное количество простых специализированных тетрадей, которые можно приобрести еще до первого класса. Зачастую в них содержится не только повторяющиеся строки, где нужно обводить и писать буквы самостоятельно, но и интересные задания, иллюстрации и интересная для ребенка информация, позволяющая лучше запомнить алфавит или интересные факты из разных сфер: мира животных, детских сказок и прочего.

Подбирать прописи лучше вместе с ребенком, чтобы он сам выбрал привлекательную для него тетрадь и в последующем обучение по ней приносило удовольствие.

Работа с большими текстами

После того, как малыш научится аккуратно писать буквы и выучит правила их соединения в словах, можно переходить к работе над целыми текстами, которые и являются показателем почерка. Все-таки, умение вывести красивую букву еще не гарантирует красивый почерк при написании длинных предложений.

У младших школьников обычно бывают задания по переписывания текстов, очень быстро и , но дома же подобную работу можно превратить всю в ту же игру.

Например, можно вместе с ребенком писать письма. Так, сообщения получат и Дед Мороз, и Снегурочка, и дедушка с бабушкой, и еще очень много людей, которым ребенок захочет написать самое настоящее бумажное письмо, запакованное в конверт с нарисованными или же наклеенными марками.

Еще одной хитростью является просьба переписать какой-нибудь текст. Желательно, чтобы это был рукописный текст, написанный понятными печатными буквами кем-нибудь их родителей. Ребенку наверняка польстит просьба переписать существующий текст красиво, и он будет стараться изо всех сил, чтобы добиться действительно привлекательного результата. Подобная хитрость подойдет для детей всех возрастов - малышей и младших школьников до ребят постарше, учащихся в четвертых-пятых классах.

Уроки каллиграфии

Конечно, стандартное обучение каллиграфии, свойственное для взрослых, детям не под силу - работа с перьями или перьевыми ручками, чернилами и гуашью окажется лишь пустой тратой времени, и никак не повлияет на красоту детского почерка. К тому же, после долгой работы с прописями (являющимися заменой настоящей каллиграфии) ребенку уже вряд ли будет интересно аккуратно выводить одни и те же буквы.

Но можно преобразовать обучение, привлекая, например, все тех же младших школьников к созданию интересных и необычных букв. Так, буквы могут быть самых разных форм и размеров, раскрашенные в разные цвета, с рисунками и узорами. Можно рисовать большие буквы на бумаге, вырезать их и делать гирлянды, можно создавать необычные плакаты, а можно интересным образом подписывать открытки родственникам и друзьям.

Подобное обучение дает возможность не только регулярно выводить одни и те же буквы и тренировать их написание, но и включать фантазию, чтобы красочно их оформить, а после еще вырезать и закрепить необходимым образом.

Основные правила обучения письму

Как в обучение младших школьников, так и в воспитании еще совсем малышей важно придерживаться нескольких основных правил, которые позволят стимулировать интерес детей к тренировке красивого почерка:

  • все занятия должны происходить в игровом формате, даже одинаковые буквы и тренировку их написания можно превратить во что-то необычное и интересное, попросив малыша их оформить и разрисовать;
  • стимулировать интерес ребенка к тренировке красивого почерка можно на основе примера красивого взрослого почерка - обычно дети ориентируются именно на почерк родителей, который им кажется красивым и сложным для повторения;
  • важна регулярность занятий, которая позволит "набить" руку и даст возможность детским рукам запомнить написание всех букв;
  • ни в коем случае нельзя ругать ребенка в случае, если какие-то элементы букв или слов не поддаются написанию и выглядят по-детски неаккуратными, со временем почерк обязательно стабилизируется;
  • несмотря на предыдущую рекомендацию, важно и не позволять "отлынивать" от занятий каллиграфией, поскольку именно их постоянство гарантирует развитие действительно аккуратного почерка, кроме того, подобная работа положительно сказывается на детской усидчивости.

Вообще, научить ребенка красиво писать не так уж сложно, важно стимулировать его интерес к этому процессу и не забывать о регулярных занятий. С возрастом детская неровность и неаккуратность пройдет, и написанные тексты будут казаться более аккуратными.

© 2024 bonterry.ru
Женский портал - Bonterry