Что значит монтессори. Развиваем малыша дома по методике монтессори

Сегодня развитию деток родители уделяют гораздо больше времени, нежели еще сто лет тому назад. Для этого существуют различные педагогические методы, которые помогают малышам в самом раннем возрасте не просто расти, но и обучаться. Методика Монтессори - это что за учение, чем оно особенно и как правильно его применять - об этом и пойдет речь далее.

Терминология

Изначально нужно разобраться с терминологией, которая будет активно использоваться в предоставленной статье. Итак, Монтессори - это не просто название методики раннего развития. Это фамилия женщины, которая и была ее основательницей. Именно итальянка Мария Монтессори прописала все принципы своего педагогического учения, рассказав, каким образом оно помогает деткам более качественно и легко познавать окружающий мир. В далеком 1907 году она открыла первую свою школу, где помогала качественно развиваться умственно отсталым деткам, порой даже перегоняя в своем развитии сверстников. При этом Мария Монтессори не переставала удивляться: что же нужно делать с нормальными детьми, чтобы они не то что не развивались, а даже в некоей степени и деградировали? Нужно отметить, что на сегодняшний день данная методика успешно применяется различными заведениями обучения детей в 80 странах мира.

Главное в методике Монтессори

Чтобы лучше понять, чем же так уникально данное педагогическое учение, нужно уяснить девиз методики Монтессори. Это довольно-таки простая фраза: «Помоги мне сделать это самостоятельно!». На данном этапе уже предельно становится понятно, в каком именно ключе будет развиваться данное учение. То есть главная задача преподавателя в данном случае - именно помочь ребенку, а не сделать его работу за него же самого. Тут нужно хорошенько себе уяснить, что в данной методике существует неразрывная связь трех основных ее «китов»: ребенка, воспитателя и существующей окружающей среды. Принцип таков: в самом центре находится именно дитя. Со всеми его желаниями, эмоциями и мечтами. Воспитатель тут не является учителем как таковым. Он не наставник, но всего лишь помогает малышу познавать тот окружающий мир, в котором он на данный момент находится. Цель взрослого - не показать, как надо (у ребенка могут быть свои взгляды), но помочь, если малышу нужна помощь. При этом совершенно безоценочно относясь к тому или иному моменту. Главное в данной методике - не мешать той созидательной энергии, которой обладает в раннем возрасте крохи. Именно она и является огромной двигательной силой его развития и познания мира. В качестве небольшого вывода хочется отметить, что главная цель данного педагогического учения - это вовсе не сделать из ребенка маленького умника. Кроху надо воспитать таким человеком, чтобы ему было интересно обучаться чему-то новому, познавать окружающий мир все больше и больше.

О направлениях развития малыша

Поняв, что Монтессори - это особая система раннего развития крохи, важно также указать, в каких именно направлениях будет работать данное знание:

  • То есть малыш познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и пр.особенностях окружающих его предметов.
  • Огромное внимание тут уделяется именно развитию речи, активизации речевых центров в мозгу. Для этого особая ставка делается на улучшение мелкой моторики.
  • Очень важно в методике Монтессори приобретение практических навыков.
  • Очень важно в этом учении развитие математических способностей.
  • Ну и, конечно же, ребенка развивают в области самых необходимых знаний - о мире и окружающей среде. Малышу дают понятия о том, что такое высота, длинна, вес и пр.

О периодах развития

Система Монтессори такова, что она на каждый возрастной период имеет свои определенные рекомендации. Если говорить кратко, то условно развития ребенка можно поделить на три больших фазы:

  1. С рождения и до 6 лет - это первая фаза. Именно здесь происходит формирование личности ребенка, в этом возрасте проявляются его основные способности. Данный период уникален тем, что в это время ребенок впитывает все как губка. В это время важно давать правильный материал для усвоения его малышом.
  2. Вторая фаза - с 6 и до 12 лет. В данном периоде главным является сенсорное развитие. Малыш становится очень чувствительным и восприимчивым. Фаза характеризуется еще и повышенной концентрацией внимания. Ребенок уже на длительное время может сосредоточиться на том, что ему действительно интересно, не распыляясь на иные действия.
  3. Подростковый возраст, или время с 12 до 18 лет. В данный час первым и главным становится получение личного опыта. Это время экспериментов и, конечно же, ошибок.

Что такое сензитивные периоды

Но помимо трех больших фаз, система Монтессори имеет представление еще и о Это время особого восприятия детей к той или иной деятельности. Эти временные отрезки в данной методике очень важны, так как помогают более легко и качественно приобрести определенные знания.

  • Обучение речевым навыкам. Это время от рождения крохи. Активная фаза - до 6-летнего возраста. Если же говорить в общем, то длится она на протяжении всей жизни.
  • Период сенсорного развития начинается с рождения и заканчивается примерно в 6-летнем возрасте. Но только активная его фаза.
  • С рождения и до трех лет у малыша закладывается восприятие порядка. Не только чистоты в доме, даже более - определенных правил жизни. К примеру, утром надо встать и умыться.
  • С 1 года и до 4-х лет у крохи развивается двигательная активность. Также это период приобретения самостоятельного опыта.
  • А с 2,5 и до 6 лет происходит развития самых различных социальных навыков. Нужно отметить, что в данном периоде у малыша закладываются нормы грубого и вежливого поведения, которые он и будет использовать на протяжении всей своей жизни.

На самом деле, методика развития Монтессори имеет гораздо больше данных периодов. Они более точны и конкретны. Так, к примеру, идеальное время обучения письму - период с 3,5 до 4,5 лет, а чтению - с 4,5 до 5,5.

Принципы методики Монтессори

О том, что Монтессори - методика раннего развития, стало уже довольно-таки понятно. Обязательно хочется рассказать о том, на каких же именно принципах базируется данное педагогическое учение. Нужно сказать, что все самое основное сказано уже в девизе методики. Исходя из этого, принципы учения следующие:

  • Самовоспитание, саморазвитие и самообучение - вот главное в методике.
  • Воспитатель должен уважать личность ребенка, его особенности и уникальные способности. Никоим образом их нельзя трансформировать или более того - уничтожать.
  • Ребенок делает себя сам. И только лишь благодаря своей деятельности формируется как личность.
  • Наиболее важный период развития крохи - от рождения и до шестилетнего возраста.
  • У детей есть уникальная чувственная и умственная способность впитывать все из окружающей среды все.

Мария Монтессори говорит о том, что не стоит ускорять процесс развития малыша. Но тут же очень важно и не упустить тот момент, когда крохе нужно помогать формировать определенные знания. Много информации не бывает. Но из нее малыш возьмет именно то, что ему на данный момент нужно.

Материалы для развития ребенка

О чем еще важно рассказать, изучая методику Монтессори? Материалы, которые будут необходимы для развития малыша. Чем же придется запастись родителям, которые желают развивать ребенка согласно данному педагогическому знанию? Нужно отметить, что случайных игрушек в данном случае не будет. Все дидактические материалы хорошо продуманы, подготовлены, сделаны из качественной древесины или ткани. Они приятны на ощупь и внешне притягательны для малыша. Так, игрушек очень и очень много. К примеру:

  • Рамки-шнуровки. Они могут быть самыми разными. Призваны обучать малыша пользоваться предметами быта, к примеру, одеждой. Рамки могут быть на шнурках, на замочках, на заклепках и кнопках.
  • Лестницы-ступеньки, башенки. Они учат малыша понимать, что такое больше и меньше, толще и тоньше.
  • Палочки. Учат таким понятиям, как длинный и короткий, длиннее и короче.
  • Цветные таблички. Призваны обучать малыша цветам и оттенкам. Есть разные наборы, для самых маленьких и для ребят постарше.
  • Наборы геометрических форм. Учат основам геометрии.
  • Цилиндры, которые очень нравятся самым маленьким деткам. Они есть разных вариаций. В одном случае цилиндры можно расставлять по цветам и размерам, в ином - вставлять в формочки по размеру.
  • Чем еще богата методика Монтессори? Материалы, которые важны для развития детей - это таблички с шершавыми буквами. Так, ребенок делает первый шаг на пути обучения чтению и письму.

Также есть деревянные палочки, бусы, пазлы. И еще много чего интересного и полезного, что точно заинтересует и увлечет кроху.

Как выглядит сад Монтессори

Естественно, если есть учение, то есть и образовательные центры, работающие по данной методике. Как же выглядит Монтессори (сад)? В первую очередь, данное учебное заведение будет придерживаться принципов Международной Ассоциации Монтессори:

  • В комнате порядок. Чистота царит повсюду. Нет раскиданных вещей.
  • Вся мебель подходит по росту деткам, которые находятся в группе. Все необходимые предметы в зоне их досягаемости.
  • В таких садах детки разных возрастов. Группы смешанные.
  • Важный момент: все дидактические материалы предоставлены в одном варианте. Это частенько нарушается. Но методика предполагает очередность в обучении деток.
  • В комнате, где есть дети, тихо, спокойно, никто не ругается и не плачет.
  • Детки старшего возраста помогают своим меньшим товарищам.
  • Предмет, который ребенок берет с полки, после игры сразу же возвращается на место.
  • Чем еще уникален Монтессори (сад)? Воспитатель (в данной методике его называют «наставник») не говорит детям, что и как делать. Он наблюдает за малышами издалека. Либо же проводит групповые презентации. К примеру, как правильно переносить стульчик или расстегивать молнию на куртке.

Если же занятия проводятся по расписанию, детям говорят, что нужно делать, малыши шумят или им скучно - это не сад и даже не группа, которая обучается по методике Монтессори.

По каким принципам работают школы Монтессори?

Поняв, как должен быть организован сад Монтессори, хочется также немного рассказать и о том, как же работают такие же школы. Чем они отличаются от остальных учебных заведений? В первую очередь надо отметить, что школа Монтессори уникальна тем, что там нет ни школьных парт, ни расписания уроков. Вместо этого есть столы и стулья, коврики для занятия на полу. Все это легко переносится и транспортируется для организации пространства малышей. В данных классах учитель - не главный. Он только лишь помогает деткам. Задача педагога в данном случае - помочь организовать ученику деятельность, которую он сам выбрал для себя. Школа Монтессори предполагает выделение нескольких зон в одном классе:

  • Сенсорная, где в работу включается слух, зрение, обоняние и тактильная особенность.
  • Зона практической жизни, где ребенок учится тому, что ему пригодится в жизни.
  • Зона математики.
  • Зона родного языка.
  • Космическая зона. Это термин основательницы данного учения, Марии Монтессори. Означает зону естественнонаучного воспитания.

Так, ученик сам для себя выбирает зону обучения и тот конкретный материал, с которым ему хочется работать. Также важно отметить, что Монтессори (педагогика) предполагает занятия, длительностью не более 15 минут. А в классах находятся детки разных возрастов. Но группирование идет примерно следующим образом: малыши от 0 до 3 лет, от 3 и до 6 и т.д.

Используем методику Монтессори дома

Техника Монтессори - методика раннего развития. Она может с успехом использоваться и в домашних условиях. И для этого не нужно ничего особенного или сверхъестественного. Только лишь покупать те игрушки, которые помогут малышу правильно развиваться и познавать окружающий мир. О чем в таком случае нужно помнить, применяя метод Монтессори:

  • Ребенок - самостоятельная личность с самых ранних лет. Поэтому нужно покупать малышу ту одежду, которую он сможет надевать самостоятельно и без проблем.
  • Малышу нужна мебель по его росту: маленькие стульчики, столики, шкафы для игрушек и одежды. Он все должен сам раскладывать по местам.
  • Монтессори (центр) всегда чистый, светлый и уютный. Такой же и должна быть комната малыша.
  • Среда, в которой обитает ребенок, должна быть безопасной. Никаких предметов, которые могут разбиться или иными способ напугать маленького ребенка. Все должно вызывать у него желание потрогать.
  • Все предметы, которыми пользуется малыш, на кухне, в ванной комнате, должны быть в зоне его досягаемости.
  • У ребенка должны быть свои орудия труда. Свой веник, тряпка для вытирания пыли. Любую помощь крохи надо поощрять.

Монтессори педагогика предполагает наличие определенных игрушек. Их также стоит приобрести. Какие именно - описано несколько выше.

Недостатки данного метода

Нужно также отметить, что у любого метода воспитания есть свои сторонники и критики. Данный случай - не исключение. Определенный круг специалистов считает, что занятия Монтессори совершенно не развивают творческий потенциал. А все потому, что тут нет ролевых игр, нет места для полета фантазии и импровизации. Доля правды тут, может быть, и есть. Однако надо учитывать еще и то, что данной методике уже более 100 лет.

Второе несоответствие, на котором акцентируют внимание критики. Монтессори (центр) всегда отличается строгой дисциплиной. Но при этом наставник не должен вмешиваться в процесс обучения. Однако тут надо отметить, что влиять на ребенка можно самыми разными способами. Все зависит от конкретно взятого человека и его

Методика Монтессори или «помоги мне сделать это самому»

Большинство современных мам и пап, с содроганием вспоминающие суровых воспитателей в детском саду с командными голосами или учителей, которые заставляли учеников ходить по кругу во время перемены, с пониманием и предпочтением относятся к ставшей очень популярной в последнее время методике Марии Монтессори.

Мария Монтессори – итальянский педагог и первая в мире женщина-врач — создала свою особую методику, предназначенную для воспитания детей. На сегодняшний день ее изучают практически все педагогические вузы не только нашей страны, но и мира в целом. Многие детские сады сегодня осваивают методику Монтессори, что дает значительные эффекты по сравнению с традиционными программами.

Дело в том, что современное общество наконец-таки увидело, что традиционная система не идеальна для воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому появился такой острый интерес к Монтессори. На сегодняшний день понимание внутреннего мира ребенка этой женщиной и ее идеи в отношении помощи для его развития и формирования как личности оказались очень значимыми.

Суть методики Марии Монтессори


Основа метода состоит в том, чтобы максимально включить ребенка в интересную для него деятельность. Для этого необходимо тщательно разрабатывать дидактические материалы, также необходимо при этом учитывать их соответствие естественным потребностям ребенка.

Что касается самой Марии Монтессори, то она называла свой метод не иначе как «помощь жизни». Этот метод не стоит относить к методикам раннего развития детей, так как у развития есть свои определенные законы, которые ни в коем случае не стоит разрушать. У развития имеется и свой темп, его порой очень опасно форсировать.

Монтессори к данному вопросу подошла другим путем. Она доказала, что у каждого из детей имеется свой темп развития и в данном случае педагог должен всячески устранять препятствия, которые возникают на пути естественного развития ребенка. То есть задача воспитания и обучения объединяются в одно целое – целенаправленное создание условий для полноценного своевременного развития личности. babydream.com.ua

Метод воспитания Монтессори предполагает, что путь воспитания ребенка будет целостный и логичный. Ребенок будет свободен в среде, которая будет специально для него подготовлена. А педагог будет всячески стимулировать его к саморазвитию. Он будет подталкивать его к тому, чтобы малыш научился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Для этого выбирается игровая форма воспитания как основная. Специально оборудуется комната, там имеется большое количество различных специальных игровых пособий, которые должны полностью соответствовать возрасту детей.

Как влияет методика Монтессори на детей

Методика Марии Монтессори предполагает, что между взрослыми и детьми будут равноправные отношения. Главная и ведущая роль отводится семье, от которой и будет напрямую зависеть адаптация ребенка к данной системе. Если родители согласны на условия методики, то малыш быстрее адаптируется и будет чувствовать себя комфортно в детском саду или в школе.

Что изменится в ребенке, который будет воспитан по системе Монтессори:

  1. Он полюбит порядок и работу
  2. Будет способен к спонтанной концентрации
  3. Сможет полюбить и оценить тишину и индивидуальную работу.
  4. Будет иметь возможность действовать по своему собственному выбору.
  5. В нем будет вырабатываться дисциплина и послушание, к которым постепенно будут присоединяться независимость и инициатива.

Основы обучения детей по методике Монтессори


Если вы, хорошенько все обдумав, решите отдать свое чадо в школу, работающую по системе Монтессори, то должны знать главные основы методики. В ее основе лежат три кита: Учитель, подготовленная среда и непосредственно ребенок. Главное отличие от традиционной школы – в центре ребенок, а не педагог. В такой школе используется исключительно индивидуальный подход к каждому малышу.

В школе, которая в своей основе имеет методику Марии Монтессори , невозможно повелительное наклонение по отношению к детям. Педагоги не торопят маленьких человечков быстрее развиваться, они предоставляют ему возможность учиться и развиваться самостоятельно. Это также отличительная черта от традиционной системы обучения, которая не прислушивается к внутренним ритмам и потребностям малышей. Методика Монтессори дает возможность еще маленькому человеку пройти путь познания в ситуациях, в которых знания должны приобретаться исключительно в деятельности.

Педагоги предоставляют детям абсолютную свободу в выборе занятий и материала, с которым ему хотелось бы поработать. Ребенок сам решает, что он будет делать из этого материала. Времени также будет потрачено столько, сколько малыш захочет заниматься. Даже трех или двухминутное обучение педагог проводит с каждым из учащихся только в индивидуальном порядке. Постепенно ребенок станет совершенствовать свои умения и приобретет чувство уверенности в себе и независимости. Со временем дети научатся сами находить свои ошибки и исправлять затем их. Такая методика будет постепенно приучать ребенка к точности с малых лет, а это будет очень полезно для внутренней организации развивающейся личности.

В методике Монтессори большое внимание уделяется развитию у детей навыков самообслуживания. Ребенок, который самостоятельно сможет зашнуровать ботинки или застегнуть куртку сможет не только получить опыт самостоятельности, но и разовьет мышцы, которые нужны для того, чтобы овладевать навыками письменной речи.

К примеру, на занятиях по методике Монтессори детям даются в руки ножницы, что пугает очень многих мам и пап. И зря, так как дети заранее тренируются работе с ножницами на различных зажимах и пинцетах. Причем в любой момент они имеют возможность перейти из зоны сенсорного материала в математическую зону или какую-либо другую.

Педагог только предлагает малышу перейти в зону ближайшего развития, а тот уже решает идти или нет.

Самостоятельность для Марии Монтессори стоит на первом месте. Вряд ли у какой-либо мамы будет масса терпения смотреть, как ее ребенок размазывает грязь по столу или неумело моет посуду. Легче сделать все самой, а учитель, работающий по методике Монтессори, даст этому ребенку возможность сделать все самостоятельно.

В чем плюс такой методики для родителей?

1. Возможность раскрыть имеющиеся в ребенке личностные качества и таланты.

2. Ребенок будет способен концентрировать свое внимание (чем большинство современных детей, к сожалению, не может похвастаться)

3. У ребенка появится чувство собственного достоинства и самодостаточности.

4. У ребенка появится замечательная привычка к порядку и к самостоятельной работе.

5. Дети становятся послушными и самодисциплинированными.

6. Еще одно качество у таких детей – любовь к познанию.

Методика Монтессори говорит нам о том, что в основе воспитания должен быть принцип строгой возрастной периодизации. Не нужно торопить малыша к развитию, он должен делать то, что должен делать по своему развитию. Помогайте своим детям делать все самим, чтобы в будущем ваши дети стали личностями.

В материале изложены основные идеи педагогической системы Монтессори, педагогические принципы, цели и задачи воспитания детей по этой системе, а также методы, с помощью которых удаётся добиться положительных результатов. Но, в каждой системе, даже самой хорошей есть свои недостатки. В материале также изложены недостатки педагогической системы М. Монтессори.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая система М.Монтессори

Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог, которая впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Система была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям. С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Основная идея данной педагогической системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, получение навыков социального взаимодействия с детьми разного возраста и при этом всестороннее гармоничное развитие в соответствие с природным ритмом самого ребенка. Такой педагогический подход позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье ребёнка в процессе обучения и дать ему максимум знаний.

Педагогика Монтессори - это система саморазвития ребенка. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно.

Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории»,в которой отражается понимание природы ребенка и законов его развития.

«Все… живые существа в процессе питания или поисков пищи выполняют «космическую» задачу, которая способствует тому, чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты».

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

О сновные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.

Сущность воспитания по М.Монтессори – содействие психофизическому развитию ребенка («Помощь жизни с самого рождения»). Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психофизическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств (сенситивность), двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

Цели и задачи воспитания

Цель- достижение мировой гармонии, построение универсального общества.

Главная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, а так же для возможности выбора и самостоятельной деятельности.

По Марии Монтессори , процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии :

  • первая стадия детства (0-6 лет);
  • вторая стадия детства (6-12 лет);
  • юность (12-18 лет);
  • взросление (18-24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.

В период от 0 до 6 лет познавательная активность ребенка направлена на формирование чувственного образа окружающего мира через инстинктивное развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Целью воспитания в возрасте от 0 до 6 лет является оптимизация процесса естественного развития, достижение «нормализации». Решаются задачи содействия развитию: концетрации внимания, произвольных движений, сенсорной сферы, речи, навыков письма и чтения, элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, способности делать выбор, принимать решения, самостоятельно учиться.

От 6 до 12 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Целью воспитания является формирование «вселенского сознания» и чувства ответственности перед человечеством. На этом этапе решаются задачи :1)содействовать развитию системного мышления и экологического мышления; 2)показать место Земли и человека в Космосе; 3) «посеять семена»различных наук как частей единого целого.

В возрасте от 12 до 18 лет подросток активно ищет свое место в обществе. Цель воспитания – развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом. Задачи : 1)содействовать личному развитию подростков; 2)дать возможность полноценного образования.

Педагогические принципы М Монтессори:

1)Содействие естественному развитию (природосообразность);

2)Взаимодействия с «подготовленной средой»;

3)Свободы выбора в «подготовленной среде»;

4)Индивидуальной активности в учении (мотивационная,двигательная, самоконтроль, речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере);

5)Предметности в учении.

Согласно принципам Монтессори, детям предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что требует от нее большого душевного напряжения.

Главный метод Монтессори - это «свободная работа» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога.

Методы воспитания в различные периоды развития:

От 0 до 6 лет используют методы воспитания : наблюдение; оказание помощи; показ; предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития; поддержание порядка и рабочей атмосферы; отдельные упражнения со всей группой.

От 6 до 12 лет используют методы воспитания : наблюдение; помощь в самостоятельном изучении материала; от общего к частному, от целого к деталям: презентация общих схем; пробуждение и активное использование силы воображения; групповые занятия.

От 12 до 18 лет используют методы воспитания: помощь в самостоятельном изучении; помощь в овладении основами профессий; чередование учебной деятельности с практической работой; пробуждение интереса к различным видам практической деятельности и наукам; ориентация учащихся в учебном материале.

Система развития детей по Монтессори основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели : прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Занятия в Монтессори группе начинается со свободной работы. Каждый дидактический материал в группе имеет свой алгоритм работы и если ребенок впервые взял тот или иной материал, педагог проводит презентацию материала. В занятия также входит «Круг». Это место сбора детей, на котором происходит обсуждение проживаемой ситуации. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, «Круг» заканчивается и дети приступают к творческому заданию, которое соответствует теме «Круга».

В группе есть определенные правила , со временем старшие дети обучают вновь прибывших детей. Также одной из главных особенностей группы является разновозрастность обучающихся. Младшие дети тянутся к старшим, а те, в свою очередь, оберегают и помогают младшим, что учит их толерантности.

В детском саду, работающем по системе Монтессори, в группе находится 18 человек разного возраста, от 3 до 6 лет.

Занятие в группе Монтессори включает:

  • работу в Монтессори-среде;
  • круг знакомства с окружающим миром;
  • творческую мастерскую;
  • в гостях у сказки;
  • аэробику для малышей.

Свободная работа с Монтессори - материалами - это индивидуальная работа в специально подготовленной развивающей Монтессори - среде, направленная на всестороннее развитие ребенка.

Круг - это особая форма работы в методе Монтессори. Он включает в себя приветствие - "эмоциональное" начало работы, дети здороваются со своими друзьями и педагогами; пальчиковые игры; потешки; знакомство с окружающим миром, с социальной действительностью.

Творческая мастерская – это использование различных техник в доступной форме: рисование ладошками, с использованием поролоновых губок, трафарета; лепка из пластилина и соленого теста, раскрашивание; резание; склеивание и т.д. Эта деятельность направлена на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.

В гостях у сказки – на занятии педагог показывает детям сказку, которая направлена на развитие речи, понимание и выявление причинно-следственных связей и закономерностей.

Аэробика для малышей - это организация физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей: ходьба, бег, подвижные игры, элементы аэробики и гимнастики, упражнения с палкой и фит-болом, танцевальные движения - все это помогает детям приобрести здоровье, красоту, гармонию.

Для осуществления помощи саморазвития ребенка от 3 до 6 лет используют учебные разделы «подготовленной среды» разделенные на зоны:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.
  2. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.
  3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.
  5. Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности.

Разработанные М. Монтессори материалы для развития органов чувств выпускаются и сегодня. Монтессори придумала широко вошедший в практику детских садов «волшебный мешочек» (сшитый из ткани), в который кладут разные мелкие вещи, которые дети узнают на ощупь. Огромным достоинством методики является непрерывность обучения между дошкольным и школьным возрастом, единство требований к детям в доме ребенка и начальной школе Монтессори.

Недостатки системы М. Монтессори

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

1.Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Упражнения и дидактические материалы направлены на развитие аналитического мышления, логики и моторной деятельности.

2.В системе нет ролевых и подвижных игр.

3.Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4.После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Заповеди Марии Монтессори:

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Уникальную систему раннего развития детей выбирают многие родители как в России, так и многих других странах мира. Эта программа развивающих занятий универсальна, поэтому подходит и для коррекционных классов. Методика Монтессори поощряет свободное воспитание ребенка и позволяет проводить раннее обучение даже самых маленьких крох возрастом до года.

Что такое методика Монтессори

Это система воспитания ребенка, которую разработала в начале двадцатого века Мария Монтессори – итальянский педагог. Она создала особую развивающую среду и основной своей задачей видела адаптацию малышей к обществу и развитие у них навыков самообслуживания. Педагогика Монтессори не ставила цель повысить уровень интеллекта, но результаты обучения были неожиданными – в течение нескольких месяцев дети с отклонениями в развитии догнали и в некоторых случаях даже перегнали своих здоровых ровесников.

После обобщения теоретических работ других ученых и самостоятельно проведенных экспериментов педагог создала авторскую методику развития детей, которая была названа ее именем. Вскоре после этого программа Монтессори была внедрена в образование деток с нормальным уровнем психического развития и показала впечатляющие результаты. Главное отличие методики от других подобных систем – это стремление к саморазвитию крохи.

Развитие ребенка по системе Монтессори

Главный девиз итальянского педагога – «помоги ребенку сделать самостоятельно». Предоставив малышу полную свободу выбора занятий и организовав индивидуальный подход к каждому, Монтессори умело направляла деток на самостоятельное развитие, не стремясь переделать их, а признавая их право оставаться самими собой. Это помогало ребятам легче раскрывать творческий потенциал и достигнуть более высоких результатов в развитии мышления, чем у их сверстников, которых обучали иначе.

Занятия по методике Монтессори не допускали сравнения детей или соревновательных настроений. В ее педагогике не было общепринятых критериев оценивания или поощрения ребят, как запрещены были и принуждения, наказания. По наблюдению педагога, каждый ребенок хочет быстрее стать взрослым, а достичь этого у него выйдет только, получая свой жизненный опыт, поэтому воспитатель должен дать ему право быть независимым, выступая преимущественно наблюдателем, а помогать лишь при необходимости. Предоставление крохе свободы приводит к воспитанию самостоятельности.

Детям разрешено самостоятельно выбирать скорость и ритм занятий, который будет для них максимально эффективным. Они сами определяют, сколько времени отвести на игру, какой материал использовать в обучении. При желании ученик меняет окружающую обстановку. И самое главное – кроха самостоятельно выбирает направление, в котором хочет развиваться.

Основная философия педагогики

Школа Монтессори ставит перед собой цель в направлении к самостоятельной деятельности. Задачей педагога является использование всех доступных средств для развития независимости, чувственного восприятия ребят, особое внимание уделяя осязанию. Воспитатель должен с уважением относиться к выбору малыша и создать для него среду, в которой будет комфортно развиваться. Педагог в процессе обучения соблюдает нейтралитет и выступает наблюдателем, помогая ребенку лишь, если тот сам обратиться к нему с просьбой об этом. Монтессори в процессе своей работы прошла к таким выводам:

  • ребенок является уникальной личностью уже с момента появления на свет;
  • родители и учителя должны лишь помогать малышу раскрывать потенциал, не выступая при этом идеалом в способностях и характере;
  • взрослые должны лишь подсказывать малышу в его самостоятельной деятельности, терпеливо дожидаясь проявления инициативы от самого ученика.

Основные принципы

Ключевую роль методики играет идея самовоспитания. Родителям и учителям следует определить, что деткам интересно и создать подходящие развивающие условия, объяснив, как можно получать знания. Авторская методика Марии Монтессори предполагает действие по принципу ответа на запрос ребенка: «Помоги мне сделать это самому». Постулаты данного педагогического подхода:

  • малыш принимает решения самостоятельно, без помощи взрослых;
  • развивающая среда предоставляет ребенку возможность обучаться;
  • воспитатель вмешивается в процесс обучения лишь по просьбе ребенка.

Автор методики говорила, что нет необходимости обучать чему-то детей специально, следует лишь увидеть в них личностей. Ребята самостоятельно реализуют свои способности и возможности, для этого их помещают в подготовленную среду. Чтобы развитие проходило в оптимальном режиме, Монтессори сформировала ключевые принципы обучения:

  1. Индивидуальность. Главнейшее правило построение методики обучения – индивидуальный подход. От педагога требуется помочь подопечному максимально реализовать уже заложенный в нем от рождения потенциал.
  2. Самокоррекция. Дети сами должны заметить свои ошибки и попробовать исправить это самостоятельно.
  3. Личное пространство. Данный принцип подразумевает осознание собственного положения в группе и понимание того, что каждый предмет имеет свое место. Подход помогает ненавязчиво привить крохе знания о порядке.
  4. Социальное взаимодействие. Методика предлагает создавать группы с детками разных возрастов, при этом младшие будут получать помощь от старших. Такие социальные навыки прививают ребятам стремление заботиться о близких.
  5. Жизненный опыт. Развитие происходит с помощью настоящих бытовых предметов. При взаимодействии с ними малыши учатся завязывать шнурки, сервировать стол, пр. Так ребята получают полезный жизненный опыт с ранних лет.

Достоинства и недостатки системы

Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:

  • детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых;
  • ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала;
  • подбирается индивидуальный комфортный темп развития;
  • малыши учатся уважать личное пространство других;
  • нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам;
  • умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики;
  • разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток;
  • такой подход помогает вырастить самостоятельную личность;
  • ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно;
  • малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе;
  • развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина.

Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:

  • недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации;
  • для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни;
  • поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом;
  • детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций;
  • ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы;
  • система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности.

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Главный элемент авторской педагогики – развивающая среда: все оборудование и мебель должны строго соответствовать росту, возрасту, пропорциям ребенка. Ребята должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки предметов в комнате, при этом делать это максимально тихо, чтобы не мешать другим. Такие действия, по мнению Монтессори, прекрасно развивают моторику.

Ученикам предоставляется свобода выбора место, где они будут заниматься. Помещение должно иметь много свободного пространства, доступ свежего воздуха, быть хорошо освещенным. Приветствуется панорамное остекление для максимального обеспечения зоны дневным светом. При этом интерьер должен быть элегантным и красивым, со спокойной цветовой палитрой, не отвлекающей внимание детей. Обязательное использование хрупких предметов в обстановке, чтобы малыши учились ими пользоваться и понимать их ценность.

Обязательно предусматривается возможность использовать учениками воду, с этой целью раковины устанавливаются на доступной малышам высоте. Учебные пособия находятся на уровне глаз учеников, чтобы они могли использовать их без помощи взрослых. При этом всех материалов, предоставленных детям, должно быть по одному – это учит ребят поведению в обществе, учитывать потребности других людей. Основное правило эксплуатации материалов – пользуется тот, кто первый взял. Ребята должны уметь договариваться, обмениваться друг с другом.

Развивающая среда делится на несколько зон, для каждой из которых предусмотрены определенные материалы для занятий. Ими выступают игрушки и предметы из натуральных материалов. Авторская система выделяет такие основные зоны:

  • практическую;
  • сенсорную;
  • языковую;
  • математическую;
  • космическую.

Зона реальной жизни

Данную область обучения еще называют практической. Основная функция материалов здесь – обучить ребят бытовым делам, сформировать гигиенические привычки. Занятия в зоне реальной жизни помогают малышам научиться:

  • ухаживать за собой (менять одежду, готовить, пр.);
  • коммуницировать с другими учениками, педагогом;
  • ухаживать за вещами (поливать цветы, убирать помещение, кормить животных);
  • передвигаться разными способами (ходить по линии, бесшумно, пр.).

Обычные игрушки в практической зоне не приветствуются, а все учебные материалы должны быть настоящими. Детям предлагаются:

  • сосуды для переливания воды;
  • комнатные цветы в горшках;
  • бизиборды или «умные доски»;
  • ножницы;
  • срезанные цветы;
  • лейки;
  • скатерти;
  • совок с веником;
  • полоски, которые наклеивают на пол (по ним ребята ходят, перенося разные предметы).

Зона сенсорного развития

В данной части используются материалы для развития сенсорного восприятия, с помощью которых малыш также тренирует мелкую моторику. Использование этих вещей готовит ребят к знакомству с разными предметами, преподающимися в школе. В зоне сенсорного развития используются:

  • звонки, шумовые цилиндры;
  • наборы блоков с цилиндрами-вкладышами, коричневая лестница, розовая башня, пр.;
  • цветные таблички;
  • таблички разного веса (учат различать массу предметов);
  • коробочки с запахами;
  • теплые кувшины;
  • шершавые таблички, клавишная доска, разные типы тканей, доска для ощупывания;
  • сортеры, сенсорные мешочки, биологический комод, конструктор;
  • вкусовые баночки.

Зона математики

Эта часть помещения связана с сенсорной: кроха сравнивает, упорядочивает, измеряет предметы. Такие материалы, как штанги, розовая башня, цилиндры отлично готовят к усваиванию математических знаний. В данной зоне предполагается взаимодействие с конкретным материалом, что облегчает усвоение математики. С этой целью используют:

  • конструктивные треугольники, геометрический комод;
  • цепочки из бусин (помогают изучать линейные числа);
  • цифры, числовые штанги из шершавой бумаги, веретена (нужны для самых маленьких, которые еще не знакомы с числами от 0 до 10);
  • башня из разноцветных бусин (знакомят ребенка я числами от 11 до 99);
  • числовой и золотой материал из бусин (при их комбинировании ребят учат десятичной системе);
  • таблицы математических действий, марки.

Языковая зона

Материалы, которые используются в части сенсорного развития способствуют речи малыша, поэтому эти 2 зоны тоже тесно связаны между собой. Педагоги, которые работают в детских садиках и развивающих центрах по методике Монтессори, ежедневно предлагают ребятам игры и упражнения на развитие речи, следят за правильным произношением и использованием слов. При этом используются различные ролевые и творческие игры, где малыши учатся сочинять рассказы, описывать действия и предметы, пр. Для отработки навыков чтения и речи применяют:

  • книги;
  • рамки для штриховки;
  • буквы из шершавой бумаги;
  • коробочки с фигурками для интуитивного чтения;
  • подвижный алфавит;
  • подписи к предметам;
  • карточки с изображением разных предметов;
  • металлические фигурки-вкладыши.

Космическая зона

Это часть класса, где ребята получают знания об окружающей среде. Педагогу здесь нужно учитывать, что построение занятия происходит абстрактно. Часто деткам предлагают наглядный пример с каким-то явлением, благодаря чему он самостоятельно приходит к определенным выводам. В космической зоне работают с:

  • литературой, содержащей информацию на ту или иную тему;
  • календарями, линией времени;
  • макетом солнечной системы, континентов, ландшафтов;
  • классификацией животных и растений;
  • материалами для проведения опытов, экспериментов.

Метод Монтессори в домашних условиях

Чтобы воплотить в жизнь методику, родителям стоит создать для малыша подходящую атмосферу – заняться зонирование пространства. Место для индивидуальных занятий обустраивается дидактическим материалом, помогая взрослым поддерживать порядок, а ребенку хорошо ориентироваться в «игрушках». Пять основных зон свободно располагаются даже в небольшой комнате, главное требование – чтобы все предметы были упорядочены и доступны для ученика. Чтобы добиться успеха при обучении ребенка по методике Монтессори, к зонам предъявляются такие требования:

  1. Практическая. Дети получают в ней элементарные бытовые умения. Инвентарем могут служить щетки, совки, пуговицы, шнурки, наборы для чистки обуви, пр.
  2. Зона восприятия. Элементы должны отличаться формой, цветом, размером, весом (крышки, бутылки, коробочки, баночки, пр.). Мелкие предметы помогают развить мелкую моторику, отработать движения, развить память, внимание.
  3. Математический уголок. Предметы должны совершенствовать навыки абстрактного мышления, тренировать усидчивость и терпеливость. Материалами выступают наборы геометрических фигур, счетные палочки, пр.
  4. Языковая зона. Малышу предлагают все, что необходимо для письма и чтения – кубики, объемные буквы, азбуку, прописи.
  5. Космическая часть. Знакомит с окружающим миром (загадками природы, погодными явлениями, пр.). Материалом выступают карты, фигурки или изображения животных, камешки, ракушки, книжки, пр.

Компоненты, необходимые для организации обучения в домашних условиях

Процесс обучения построен на взаимодействии ученика с материалом, которым могут выступать любые предметы – специально купленные или сделанные игрушки, бытовые вещи (баночки, кусочки ткани, щеточки, пр.), книжки, объемные цифры и буквы, геометрические фигуры, краски, пластилин. Важным элементом в методике Монтессори является музыкальные приветствия, которые помогают к каждой фразе подобрать несложные действия, легко повторяемые малышом. Это предоставляет возможность дополнить занятия физической активностью, развивать память.

Систему Монтессори по желанию можно использовать при воспитании деток в домашних условиях. Все необходимые обучающие и игровые материалы родители покупают или делают собственноручно. Детские песенки легко найти и скачать из интернета. От родителей требуется лишь обустройство помещения для занятий и пассивная помощь ребенку во время уроков. При этом, большим плюсом методики является ее универсальность, то есть даже разновозрастные детки могут одновременно заниматься в игровых зонах, выполняя разные упражнения.

Методика Монтессори для детей от 1 года

На данном этапе тренируется моторика пальцев и продолжается развитие сенсорного восприятия. Кроме того, деткам дают элементарные знания о порядке. Система Монтессори для самых маленьких предполагает использование безопасных материалов и игр, выполненных из натурального сырья (дерево, каучук, ткани). Кроха возрастом 1 год и старше уже умеет концентрировать внимание, активно повторяет действия за взрослыми, учиться связывать действия с последствиями.

Специальные упражнения

Методика Монтессори гармонично вписывается в любую систему семейных отношений. Малыша не нужно заставлять выполнять какие-либо действия, вместо этого проследите, к чему он больше тянется, чем любит заниматься, и направьте энергию в нужное русло. С этой целью можно использовать творческие, логические, дидактические игры. К примеру:

  1. Секретная коробочка. Сложите в большой сундучок баночки, флакончики, маленькие коробочки. В каждый из предметов положите еще что-то более мелкое. Раскручивая и раскрывая предметы, детки тренируют мелкую моторику.
  2. Рыбалка. Любимую игрушку крохи помещают в глубокую/широкую миску, засыпают крупой, макаронами. Дополнительно в сыпучем содержимом зарывают каштаны, небольшие колбочки и другие предметы. Ученик должен отыскать спрятанное.
  3. Художник. Распечатайте шаблон рисунка, дайте его крохе вместе с кусочками цветной бумаги. Смажьте фигурку клеем и предложите разукрасить ее с помощью цветных кусочков.

Игротека для ребенка от 2 до 3 лет

По ходу взросления деток роль родителей все больше должна переходить в наблюдательную позицию. В возрасте 2-3 лет ребята уже понимают, что для получения определенного результата, нужно учиться, причем процесс обучения становится им интересен. Походящими играми будут:

  1. Пазлы. Разрежьте старые открытки на 4-6 частей, покажите крохе, как их можно сложить в одну картинку и предложите повторить.
  2. Конструктор. Используются лоскутки ткани, камушки, бусинки, веревочки, пр. Задача родителей – предоставить чаду материалы и наблюдать. Карапуз сам найдет способ их комбинировать.
  3. Сортировщик. Игра призвана приучить кроху к тому, что у каждого предмета в доме есть свое место. Кроме того, малыш будет привыкать группировать вещи по цвету, способу применения, размеру. Обеспечьте его разными предметами, корочками и ящичками, установив правила и несколько раз показав место каждой вещи.

Спорные моменты в методике Монтессори

Основным преимуществом методики является самостоятельное развитие ребенка, при комфортной ему скорости, без строгого вмешательства взрослых. Тем не менее, есть несколько спорных аспектов, которые ставят под сомнение эффективность системы Монтессори, к примеру:

  1. Обучение больше направлено на умственное развитие, при этом физическому уделяется минимум внимания.
  2. Большинство пособий развивают аналитическое, логическое мышление, мелкую моторику, интеллект. Эмоциональная и творческие сферы практически не затрагиваются.
  3. Замкнутым, стеснительным деткам методика Монтессори, по мнению психологов, не подходит. Она предполагает самостоятельность и свободу, а тихие детки вряд ли попросят помощи, если вдруг не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после обучения по данной системе ребята с трудом адаптируются под школьные условия.

Видео

Методика Монтессори – это не только пересыпание круп и игры с рамками-вкладышами, как многие себе представляют. На самом деле это целая система воспитания. И основана она в первую очередь на уважении к ребенку и предоставлении ему максимальной свободы и самостоятельности. Целью всей своей жизни Мария Монтессори видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность, на этих принципах и основана ее система. Педагог или мама, придерживающаяся Монтессори-принципов никогда не скажет ребенку «Положи, не трогай», «Ты до этого еще не дорос», а наоборот, зная его постоянную потребность в исследовании мира, даст в руки много интересных материалов, поручит простую посильную работу.

С методикой раннего развития Марии Монтессори я познакомилась, когда моей дочке Таисии не было еще и года. Я читала о методике, пыталась кое-что применять в наших играх. Но по настоящему идеями этой замечательной системы я прониклась, когда мы с Таисией начали ходить в развивающий Монтессори-клуб. Малыши, увлеченно орудующие шваброй и щеткой, игровые материалы, сделанные, казалось бы, из обычных вещей, но такие притягательные для детей – все это вдохновило меня на воссоздание развивающей Монтессори-среды у нас дома и внедрение основных принципов методики в воспитание дочери.

В этой статье я расскажу, что же из себя представляет эта методика раннего развития, а подробно о том, как ее можно реализовать в домашних условиях читайте здесь:

Хотя многие Монтессори-клубы заявляют, что набирают малышей от 8 месяцев, считаю наиболее целесообразно применять методику с 1 года.

Основные принципы методики Монтессори

Суть Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Не надо никого принуждать, уговаривать, приставать с развивающими занятиями. Для того, чтобы малыш развивался достаточно только

  1. вовремя создать для ребенка условия, необходимые для развития – развивающую среду;
  2. предоставить ребенку свободу и самостоятельность.

Благодаря этому ребенок сможет развиваться в собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.

Что понимается под развивающей средой? В такой среде для малыша, во-первых, специально подобраны по возрасту развивающие материалы, а во-вторых, пространство организовано так, что все игровые пособия всегда доступны малышу, он может сам спокойно их достать и заниматься с ними столько, сколько считает нужным.

Опыт Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому большинство материалов Монтессори основано на самых обычных предметах: здесь мы учимся , вытирать пыль, играть с посудкой, всевозможными , и т.п. Очень большое значение в системе придается , поэтому множество Монтессори-игр проходит с участием , пуговиц, и т.п. В рубрике « » я подробно пишу о том, какие игрушки понадобятся в конкретном возрасте.

Вторым ключевым принципом в методике является «предоставление ребенку свободы и самостоятельности» . И это значит, что ребенок сам определяет себе вид занятия и его продолжительность. Никто его ни к чему не принуждает. Не хочет малыш сейчас вырезать – мы его не заставляем (хоть нам и кажется, что он давно уже этого не делал, и пора бы уже взяться за ножницы), повырезает тогда, когда это будет ему интересно. Сейчас у него другие интересы и их нужно уважать. А чтобы увлечения ребенка не ограничивались одними лишь машинками или куколками, нужно грамотно создать развивающую среду.

Принцип свободы подразумевает также и то, что мы ничего не выхватываем у ребенка с криками «Положи, не трогай!». Среда должна быть организована таким образом, чтобы в зоне досягаемости малыша не было никаких опасных или особо ценных для вас предметов. Поэтому уберите с глаз, то что запретно для ребенка, а остальными предметами позвольте пользоваться малышу без каких-либо препятствий, но с соблюдением нескольких четких и простых правил (об этом читайте ниже).

Необходимо предоставить ребенку как можно больше самостоятельности. Для детей это очень важно. Просыпалась крупа во время игры? Не беда, позвольте малышу самому все подмести (если малыш пока плохо справляется с щеткой и совком, придерживайте его руки своими). Вы готовите, а малыш ходит рядом с вами с явным желанием поучаствовать? Дайте ребенку какую-нибудь посильную работу (что-то помешать, переложить, а пластиковым ножом даже банан порезать можно!) Конечно, такой подход требует от мамы огромного терпения: гораздо проще сделать все самой, и быстрее и качественнее получится. Но так вы никогда не научите малыша независимости, не вселите в его душу уверенность в собственных силах.

Соблюдаем вместе с малышом простые правила

Неотъемлемым элементом педагогики Монтессори является соблюдение нескольких простых и четких правил. Вот основные из них:

    Ребенок самостоятельно готовится к занятию : предоставьте малышу возможность самому достать с полки материал, самому застелить столик клеенкой перед рисованием, принести краски, набрать водичку в стаканчик. Естественно вы можете помочь ребенку, особенно если он этого просит (придержать руки ребенка, помочь набрать воду, собрать мусор щеткой и т.п.), но только помочь, а не сделать все за ребенка.

    После того, как позанимались с материалом, убираем его на место и только после этого начинаем игру с другими пособиями. Правило это соблюдать не всегда легко, но нужно стараться делать это в большинстве случаев.

  1. Если вы находитесь в клубе или в вашей семье несколько детей, полезно также соблюдать такое правило: С материалом занимается тот, кто первым его взял , остальным придется подождать, пока игра не освободится. Если счастливый обладатель игры не против, то можно и всем вместе поиграть, но настаивать на этом не нужно.

Будьте готовы к тому, что ребенок не будет всегда беспрекословно исполнять установленные порядки, особенно первое время. Однако постоянно напоминать малышу о соблюдении правил необходимо «У нас такие правила: если мы хотим играть с чем-то еще, нужно сначала убрать эту игру». Важно : если ребенок не хочет убирать за собой или выполнять какие-либо другие правила, не заставляйте его насильно. Просто старайтесь, чтобы игрушки после игры всегда были убраны: если малыш не хочет убирать их сам, предложите свою помощь, если он и с вашей помощью отказывается, уберите игрушки за него но скажите «Хорошо, сейчас мама тебе поможет, а в следующий раз ты сам уберешь» . Таким образом, ребенок всегда будет видеть, что вы сами соблюдаете правило и уборка игрушек вскоре встанет для него естественным завершением игры.

Вообще постарайтесь, чтобы уборка игрушек не превратилась в наказание, пускай она станет финальной частью игры. Сопровождайте уборку положительными эмоциями, помогая малышу и весело комментируя, что и куда нужно поставить, где какой мусор выбросить. Предлагайте поискать, где домик у игрушки или говорите что-то вроде «Так, а сейчас отправим мишку спать на его место»

Мы с дочкой начали ходить в Монтессори-клуб в 1 год 2 месяца, спустя месяц начали внедрять систему Монтессори и дома. Все правила дочь уловила еще на первых занятиях в клубе, сначала все с охотой выполняла, потом, конечно, был и период отрицания. Сейчас дочке 2,5 года, убирает за собой она спокойно и без лишних сопротивлений, часто по моему напоминанию, но последнее время все чаще по собственной инициативе. По нашему опыту могу сказать, что соблюдать правила дома сложнее, чем в клубе. В первую очередь потому, что дома невозможно постоянно отслеживать, убрал ли ребенок все на место. Да и присутствие и пример других детей в клубе тоже дает о себе знать.

По мнению Марии Монтессори, возраст от 2 до 4 лет — «золотой» период для приучения ребенка к порядку и аккуратности. В этот период малыш испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Для ребенка очень важны чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад, наличие у каждого предмета своего места. К сожалению, без вашей помощи ребенок не будет соблюдать порядок.

Про основную суть методики в двух словах вроде рассказала, подробнее о том, как реализовать методику в домашних условиях читайте здесь:

Другие интересные статьи на сайте:

© 2024 bonterry.ru
Женский портал - Bonterry